Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

440 чества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в раз- витии детей. В связи с вышеизложенным, целью своей работы мы ставим изу- чение влияние типа семейных отношений на эмоциональную сферу лич- ности подростка. Объект исследования в работе выступают детско-родительские отно- шения. Предметом – влияние типа семейных отношений на эмоциональ- ную сферу подростков. В соответствии с целью исследования были поставлены следую- щие задачи: 1. Провести теоретический анализ семейных отношений в работах отечественных и зарубежных психологов, рассмотреть типологию семьи. 2. Установить психологические особенности детско-родительских от- ношений с ребенком-подростком. 3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявле- ние особенностей детско-родительских отношений в семьях разного типа и влияние данных отношений на эмоциональную сферу подростков. 4. Разработать систему рекомендаций, направленных на улучшение детско-родительских отношений в неблагополучных семьях. Проанализировав теоретические источники и рассмотрев различные под- ходы к определению детско-родительских отношений, можно сделать вывод: 1. Функции и структура семьи меняются в зависимости от этапов жиз- ненного цикла. 2. Критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супруже- ской жизни; количество детей; особенности распределения ролей, профес- сиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; осо- бые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений [5]. 3. В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширен- ную, неполную и функционально неполную семьи. 4. Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсисте- му отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [6]. 5. Неблагоприятными тенденциями развития отношений родителей и детей в подростковом возрасте в современном обществе являются: сниже- ние уровня позитивного интереса со стороны матери; возрастание показа- телей враждебности со стороны отца; высокая степень непоследователь- ности и противоречивости поведения матери и отца. 6. Единственным благоприятным вариантом детско-родительских от- ношений является взаимное эмоциональное принятие, обеспечивающее гар- моничное личностное развитие и высокий уровень удовлетворенности жиз- нью как ребенка, так и родителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=