Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

44 и о благополучии человечества. Эта стадия в иерархии потребностей А. Маслоу завершающая, высшая – стадия самореализации» [7]. К патогенным семейным условиям, оказывающим влияние на разви- тие ребенка можно отнести: игнорирование родителями потребностей ребен- ка, как физических, так и психологических; игнорирование родителями из- менений, связанных с психологическими особенностями возраста; отсутствие отношений доверия и взаимопонимания между ребенком и родителями; «подмена» родителями интересов и желаний ребенка своими собственными нереализованными замыслами, проекция родителями на ребенка собствен- ных негативных черт или моментов жизненного пути; дезорганизованность семейных отношений; противоречивость в воспитательных приемах родите- лей; перенос супругами конфликтных отношений в сферу воспитания и т. д. А. И. Антонов, В. М. Медков особое значение придают попытке рас- смотреть следствия прямой и опосредованной депривации (изоляции) ре- бенка от семьи. Отдельного внимания заслуживает тот механизм социали- зации, который присущ лишь семье и не наблюдается в действии всех про- чих агентов социализации [2]. «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, а также дети с «комплексами», «забитые», «несчастные»,– всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье и неудовлетворенных по- требностей ребёнка. Формирование человека как личности – процесс социальный в самом широком смысле. Со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых разви- вается, переплетается с другими отношениями в связис развитием самого ребенка. И эти отношения ребенка с окружающей действительностью есть отношения, «осуществляемые с помощью или через семейные отношения». Таким образом, реализующаяся в семье система детско-родительских отношений, является одним из важнейших факторов формирования и ус- пешной социализации личности. Литература 1. Андреенкова, Н. В. Роль семьи на разных этапах социализации ин- дивида / Н. В. Андреенкова // Динамика изменения положения женщины и семья.– М.: Наука, 1972. 2. Антонов, А. И. Социология семьи: Учеб. пособие / А. И. Антонов, В. М. Медков.– М.: Изд-во МГУ: Изд-во Междунар. университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. 3. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. 4. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец.– М.: Педагогика, 1986.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=