Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
437 кова, Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович и др.) выявили ряд особенностей психического развития таких детей. У детей этой группы недостаточно сформированы и пространствен- ные представления: ориентировка в направлениях пространства в продол- жение довольно длительного периода осуществляется на уровне практиче- ских действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Отмечая, что дети с задержкой психического развития имеют потен- циальные возможности усваивать предусмотренные программой знания, исследователи (Т. В. Власова, В. И. Лубовский и др.) указывали на необхо- димость создания комплекса условий, соответствующих развитию опреде- ленного уровня интеллектуально-эмоциональной готовности к школьно- му обучению. В отечественной психологии детальная проработка проблемы готов- ности к школьному обучению, заложенной в трудах Л. С. Выготского, со- держится в работах Л. И. Божович (1968), Д. Б. Эльконина (1981, 1989), Н. Г. Салминой (1988), Е. Е. Кравцовой (1991), Н. И. Гуткиной (1993) и др. По данным Т. Г. Пядышевой [2] актуальность проблемы интеллекту- альной готовности детей с ЗПР к школе определяется тремя факторами: 1. По данным исследований разных авторов число детей с ЗПР колеб- лется в пределах от 5 до 11 %, а в крупных городах доходит до 30 %. 2. В связи с переориентацией системы образования на интеграцию де- тей ЗПР с нормой в настоящее время из группы детей с диагнозом ЗПР лишь в 2 % рекомендуется обучение в специальных школах. 3. Учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении ориентируется на индивидуальные особенности детей, что де- лает возможным целенаправленно реализовать коррекционно-развиваю- щие программы, направленные на формирование интеллектуальной, эмо- циональной готовности детей с ЗПР к школе. Подготовка к школе осуществляется в специальных ДОУ компенси- рующего вида для того, чтобы ребенок с ЗПР на начальной ступени обуче- ния смог освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы, а в последующем, остаться в традиционной системе обучения. А. А. Кривенцева и В. А. Сибикина утверждают, что огромную роль в становлении ребенка с ЗПР имеют родители [3]. Невозможно правильное обучение и воспитание без адекватного участия родителей. Успех коррек- ционного обучения во многом определяется тем, насколько четко органи- зована преемственность в работе учителя-дефектолога, логопеда, воспита- телей и родителей. Родители должны знать, что такой диагноз ставится временно, только в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отличает таких детей пре- обладание у них игровых интересов и низкая интеллектуальная направлен-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=