Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
436 Литература 1. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной.– М., 1984. 2. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой.– М.: Академия, 2002. 3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с за- держкой психического развития: Учеб. пособие / Л. Н. Блинова.– М. : Изд- во НЦ ЭНАС, 2004. 4. Чиркина, Г. В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений раз- вития у детей / Г. В. Чиркина // Альманах Института коррекционной педа- гогики РАО, 2004. 5. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психика, сознание и бессозна- тельное / Л. С. Выготский.– М., 2001. О. М. Мельникова Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) РОЛЬ СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В настоящее время особую тревогу вызывает проблема роста количества детей с задержкой психического развития. Как показывает опыт и многочис- ленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психи- ческого развития можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них отклонения и особенности развития, и в со- ответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания. Создание педагогических условий на основе личностно- ориентиро- ванного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально-образовательной среды, включаю- щей всё многообразие различных типов образовательных учреждений. Дети с ЗПР – это дети с нарушением нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мыш- ление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от приня- тых психологических норм для данного возраста. Психолого-педагогические наблюдения за пяти-шести-летними детьми с задержкой психического развития и их клиническое изучение (В. А. Авотиньш, У. В. Ульенкова, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова С. Г. Шевченко, Г. М. Капустина, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, Г. И. Жарен-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=