Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

434 с этим ребенок начинает разумно относиться к своей психической дея- тельности. В зависимости от этого целый ряд функций, которые действо- вали, автоматически, начинают действовать сознательно, логически. Так же как и основные формальные ступени, по которым идет построение лич- ности ребенка, эти ступени связаны непосредственно со степенью развития его мышления, ибо в зависимости от того, в какой системе знаний реализу- ется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким психиче- ским аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт». В Российской педагогической энциклопедии под мышлением понима- ется «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений дейст- вительности в их существенных свойствах, связях и отношениях». Особенности мышления у детей с ЗПР Проблемой изучения мышления занимались У. В. Ульенкова, Т. В. Его- рова, Т. А. Стрекалова и другие. У детей с задержкой психического разви- тия мышление более сохранно, чем у детей с умственной отсталостью, бо- лее сохранны мыслительные операции, возможность обобщать, абстраги- ровать, принимать помощь, переносить опыт в другие ситуации. На разви- тие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень раз- вития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окру- жающем мире (чем богаче опыт ребенка, тем более сложные выводы он может делать); уровень развития речи; уровень сформированности меха- низмов произвольности (регуляторных механизмов). Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР: 1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (свое- образное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети пытаются избежать любых интеллектуальных усилий. Такой ребенок выполняет за- дачу не до конца, а только простые ее части. У детей нет интереса в конеч- ном результате задания. 2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыс- лительных задач. Дети с задержкой психического развития начинают дейст- вовать сразу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н. Г. Под- дубной, где при объяснении инструкции к заданию, многие дети не поняли его, но хотели как можно быстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Дети с задержкой психического развития больше за- интересованы тем, чтобы быстрее закончить свою работу, а не качеством выполненного задания. 3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за своей спешки, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; у них отсутствует цел е- направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=