Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
432 действиях при общении с детьми и взрослыми. Отмечаются также недос- татки в культуре устной речи при общении «лицом к лицу», в отсутствии плавности речи. Наибольшие трудности заключаются в переносе средств общения из привычных в другие виды деятельности [3, с. 344]. Однако причины этих трудностей объясняются не только зрительным дефектом, но и слабой работой по развитию общения в условиях детского сада. Проведение коррекционной работы, направленной на формирование средств общения, помогает устранить выявленные недостатки. Огромное значение имеет отношение родителей к дефекту ре бенка и вытекающие из него различные системы отношений в семье. Пере- оценка нарушения зрения ведет к излишней гиперопеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной, потреби- тельской ориентации и негативных моральных качеств. Недооценка де- фекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга. Э. Келлер говорила о том, что самое трудное не слепота, а отношение зрячих к слепому. Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детства осно- вываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в ус- ловиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверст- ников по развитию и зависит от окружающих. Родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефек- ту могут быть адекватными и неадекватными. Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок вос- принимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, кото- рые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недос- таточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особен- ностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше, прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необ- ходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного разви- тия ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал пол- ноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким. Неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребе- нок воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой суще- ство, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они посто- янно пытаются искупить. Такая жертвенная любовь не приносит ребенку пользы. Ребенок растет привыкшим к опеке, не приспособленным к жизни
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=