Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

431 А. А. Левина Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ОСОБЕННОСТИ ПОМОЩИ СЕМЬЕ В ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Для семьи, воспитывающей старшего дошкольника с нарушением зре- ния проблема общения становится одной из самых важных. Она включает в себя такие аспекты как: общение такого ребенка с родителями, со свер- стниками, а также развитие общения с учетом его подготовки к школьному обучению. Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с труда- ми: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуа- лизации, формирования личности. Тем не менее, проблема общения детей в дошкольном возрасте изуче- на недостаточно. Особую актуальность и значимость имеет изучение при- роды общения, его индивидуальных и возрастных особенностей, механиз- мов протекания и изменения. Наиболее заметной особенностью общения детей старшего дошколь- ного возраста с нарушениями зрения является трудность формирования неречевых средств общения, коренящаяся в нечетком образе восприятия человека. Это обстоятельство позволяет дошкольникам судить о состоянии человека, о его отношении к собеседнику и обсуждаемой теме. Анализ развития средств общения на уровне воспроизведения у млад- ших учащихся с нарушением зрения показал, что они значительно отстают по уровню овладения неречевыми проявлениями от зрячих дошкольников. Дети не только не воспроизводят заданные им невербальные состояния, но и не воспринимают и не понимают их (М. Заорска) [3, с. 343]. Наибольшее отставание отмечается в предметно-действенных средст- вах общения, что выражается в использовании позы и жестов, неадекват- ных ситуации, не соответствующих эмоциональному состоянию человека. Характерна скованность движений, стереотипия в выражении эмоциональ- ных состояний, вербальность знаний о правильных жестах и возможных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=