Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
43 бенка [3]. Таким образом, то, что мы хотим получить в конце развития, должно присутствовать в социальной среде, в образе жизни семьи с самого начала, с первых минут жизни младенца; присутствовать в окружении и общении ма- тери и ребенка, отца и ребенка. Однако родители далеко не всегда осознают, какие принципы во взаимоотношениях влияют на развитие ребенка, на фор- мирование его как личности, на развитие его способностей. Поэтому актуаль- ность проблемы детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Определяя важнейшую функцию семьи – удовлетворение потребно- стей человека Л. Б. Шнейдер, в книге «Семейная психология» описывает взаимосвязь между процессом удовлетворения потребностей в семье и ус- пешностью социализации. «Согласно иерархической теории потребностей Абрахама Маслоу любое существо стремится к своему расцвету, действуя в наибольшем соответствии со своими возможностями и притязаниями. А. Маслоу считает, что высшие потребности не могут проявиться, если низшие не удовлетворены. Ребёнку в своей жизни часто приходится сталкиваться с внешним ми- ром: с его необычностью, новизной и опасностями при взаимодействии с другими людьми, взаимоотношениями, правилами и т. п. В такие момен- ты ребёнку необходима психологически комфортная ниша, роль которой должна выполнять семья. Удовлетворение этой потребности создаёт воз- можность для развития потребности в общении, привязанности, любви. Если потребности этих трёх категорий удовлетворяются. То в поведе- нии могут возникнуть новые черты. Физически крепкий ребёнок, которому не угрожает опасность, его любят, начинает исследовать окружающий мир. И здесь важна поддержка родителей: поощрение любознательности, креа- тивности, предоставление свободы действий в отношении информации об интересующем объекте или явлении. Эта потребностьв исследовании быст- ро перерастает в когнитивные потребности в информации и знаниях и в эс- тетические потребности (в порядке, справедливости, красоте, симметрии). Следующая потребность в пирамиде А. Маслоу – это потребность в уважении и самоуважении. Эта потребность может выражаться как в по- гоне за общественным одобрением и признанием, так и желании быть не- зависимым и свободным. Этот вид потребности зависит от того, как разви- валось чувство самостоятельности у ребёнка. Самостоятельность для него «это умение и желание действовать в жизни так, как подсказывает собст- венный, личный опыт, воплотивший в себе социально – ценные, одобряе- мые и усвоенные им программы и нормы поведения». Именно взрослый для ребёнка – эталон, носитель общественных норм и образцов поведения. Когда человек достигает определённого уровня самоуважения, он по- степенно превращается в творческую личность, живущую тем, что пре- подносит жизнь, в личность, способную заботиться о других людях
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=