Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

426 таким образом представлений особенно велика в старших группах, незна- чительно увеличивается количество занятий по замыслу детей и расширя- ется тематика их работ. Расширение тематики детских работ связано с решением и второй за- дачи по развитию восприятий – уточнением представлений о предметах. У детей 5–6 лет повышается критическое отношение к своей работе, их не удовлетворяет отсутствие сходства с изображаемым предметом, что обыч- но бывает обусловлено неясностью представлений. Способность изобра- жать предметы требует детального их изучения, которое возможно при проведении целенаправленных наблюдений до занятия или в процессе его. Таким образом, проведение наблюдений с целью развития изобразитель- ной деятельности может быть организовано в широком плане для обога- щения опыта детей и с более узкой конкретной задачей – познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включе- ние в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения. Для творчества детей, как и для любой творческой деятельности, ог- ромное значение имеет познавательная сторона восприятия. Ребенок дол- жен узнать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т. д.), определить, какие его признаки являются главными, а какие – второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание на не существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога – научить ребенка видеть, т. е. воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной куль- туры. Сенсорное воспитание в советской педагогике понимается как фор- мирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов. Восприятие окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая пос- тановка цели и обоснование действий обостряет восприятие, сосредоточи- вает мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей спо- собностью необходима высокая сенсорная культура – умение видеть и вы- делять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности [4]. Особенно доступен пониманию детей цветовой строй народного де- коративно-прикладного искусства. Именно с прикладным искусством ро- дителям легче всего знакомить ребёнка. Восприятие произведений народ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=