Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

425 ятия. Выражается это в том, что дети не только смотрят, но и рассматри- вают, наблюдают. Именно в процессе наблюдения проявляется процессу- альный характер восприятия в старшем дошкольном возрасте, в то время как ранее оно было скорее отдельным актом. Однако не все формы и виды восприятия развиты в этом возрасте. Так, дети достаточно слабо ориентируются во времени. Они уже не путают события вчерашние и завтрашние, однако затрудняются в восприятии кон- кретных отрезков времени. Для выработки восприятия времени полезно давать детям песочные часы. В изобразительной деятельности старшим дошкольникам трудно уло- вить понятие перспективы. Особенно трудно дается им перспектива. Мно- гие до самой школы воспринимают отдаленные предметы как маленькие. Пространственные соотношения они плохо передают и в собственном ри- сунке. Важные и яркие детали изображают крупнее, хотя они могут быть меньше в реальности. В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие восприятия по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представ- ления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; спо- собы их использования становятся значительно более точными и целесо- образными; обследование предметов приобретает при благоприятных ус- ловиях воспитания систематизированный и плановый характер [2]. Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов. Детское изобразительное творчество также базируется на восприятии. В своих работах дети отражают впечатления от окружающей жизни. Изо- бразительная деятельность служит средством расширения и закрепления их представлений о действительности, способствует воспитанию чувств и формированию понятий [3]. Опыт дошкольника еще невелик, поэтому ему важно дать воз- можность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы увидеть и за- помнить главное, характерное, выразительное, в этом могут помочь и сами родители. Именно неумением видеть объясняются многие ошибки в ри- сунках детей. Развитие восприятия, предшествующих изобразительной деятель- ности, имеет две цели. Во-первых, обогащение познавательного и эстети- ческого опыта ребенка в процессе ознакомления с окружающей действи- тельностью, во-вторых, уточнение представлений о различных предметах. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности. Роль полученных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=