Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

424 А. С. Климова Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОМОЩЬЮ РОДИТЕЛЕЙ Восприятие – это сложный психический процесс отражения всех свойств и качеств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Результатом восприятия является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением. Каждый возраст человека является сенситивным периодом для разви- тия каких-либо психических процессов и свойств: младенчество – для раз- вития ощущений, ранний детский возраст – для развития речи, старший дошкольный возраст – для развития восприятия. Восприятие – сложный аналитико-синтетический познавательный процесс, который не только по- зволяет познавать окружающий мир, осваивать его, но и создает основу для возникновения и развития других, более сложных познавательных процессов, включаясь в которые, оно приобретает новые черты. Проблема восприятия достаточно глубоко проработана как в общей, так и в возрастной психологии. Ее изучением занимались такие зару- бежные психологи, как Г. Гельмгольц, В. Вундт, М. Вертгеймер, Ф. Коф- фка, Дж. Гибсон, Ж. Пиаже. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли отечественные психологи и педагоги – А. В. Запо- рожец, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев и др [1]. Особенности развития процесса восприятия в дошкольном возрасте были проанализированы Л. А. Венгером . По его мнению, в возрасте от 3 до 7 лет под влиянием разных продуктивных видов деятельности (рисова- ние, лепка, конструирование и пр.) у ребенка начинают формироваться сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Прежде всего, речь идет о формировании у дошкольника способности мысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое до того, как эти действия будут осуществлены на практике. Формируются также новые навыки восприятия форм предметов: помимо контура дети выделяют и структуру предмета, пространственные особен- ности и соотношения его частей [1]. Поскольку одним из главных новообразований этого возраста являет- ся произвольность, она становится характеристикой и процесса воспри-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=