Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

422 Опыт работы многих учёных показывает, что полная реализация це- лей коррекционно-образовательного процесса достигается через оптими- зацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию детско-родительских отношений. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. в своих работах отмечают, что достижение коррекционного эффекта в системе специальных занятий само по себе не может гарантировать переноса позитивных сдвигов в ре- альную жизнедеятельность ребёнка. Следовательно, необходимым услови- ем закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку взрослых. К сожалению, практика показывает, что во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и семейная ситуа- ция оказывает негативное воздействие на ребенка. Это может привести к нарушению личности и затруднить коррекционно-развивающий про- цесс. Такая внутрисемейная атмосфера возникает в результате следую- щих причин: 1) высокий уровень психической травматизации членов семей вслед- ствие рождения ребенка с особенностями в развитии; 2) отсутствие мотивов к оказанию помощи «особенному» ребенку и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей; 3) непринятие особенностей ребенка. Это может быть обусловлено как особенностями личности родителей, так и их культурно-ценностными ориентациями в отношении такого ребенка. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. сделали сравнительный анализ рос- сийских семей, воспитывающих здорового ребенка и семей, которые вос- питывают ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Результат следующий: у родителей в семьях с детьми с тяжёлыми нарушениями речи функции воспитания, понимание своей ответственности за его здоровье превалиру- ют над хозяйственными и бытовыми функциями. В целом для разных ро- дителей, воспитывающих ребенка с нарушением речи, характерны сле- дующие типы поведения в отношениях с ребенком: родители растеряны; жалуются либо отрицают состояние ребенка с нарушениями речи; ищут пути решения проблем. В данной статье хотелось бы выделить формы организационной ра- боты, которые можно использовать в семьях, имеющих детей с нару- шениями речи: 1) консультативно-рекомендательная работа (при данной форме роди- тели, прислушавшись к рекомендациям и почувствовав возможность полу- чения реальной поддержки, самостоятельно возвращаются на повторную консультацию. Здесь и прослеживается динамика психофизического раз- вития ребёнка, а также эффективность предложенных рекомендаций); 2) лекционно-просветительская работа (проводится для получения необходимых теоретических знаний родителей по различным вопросам

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=