Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

42 Н. В. Андреенкова рассматривает семейную социализацию с одной стороны как подготовку к будущим семейным ролям, а, с другой стороны, как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетент- ной, зрелой личности [1]. В центре внимания находится формирование в семье гибкой переклю- чаемости ребенка с кода поведения «среди своих» на код «среди чужих» и обратно. Чем сплоченнее семья, тем сильнее семейное МЫ, тем отчетли- вее признаки и атрибуты того, что «мы свои». Нуклеарная семья является той изначальной социальной матрицей, внутрь которой уходят корни лич- ности и откуда берутся ее истоки «Я». Семья ориентирует ребенка, прежде всего на членов семьи и других родственников и лишь затем – на социаль- ное окружение и общество в целом. С точки зрения психологии необходи- мо понимать, как именно в семье индивид делается личностью. Наиболее важным в этом вопросе является не конечный результат, а поэтапное формирование личности с точки зрения вклада семьи в ста- новление механизма, управляющего поведением, т. е. в формирование структуры диспозиционной регуляции индивидуального поведения. Н. В. Андреенкова в процессе социализации на протяжении всего жиз- ненного цикла индивида, предлагает две основные, неравные по времени и интенсивности стадии [1]. Первая стадия – период активного становления индивида как обще- ственного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуще- ствляется: а) элементарная или первичная социализация ребенка; б) нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка; в) концептуально-целостная, результирующая социализация молоде- жи периода перехода от юности к зрелости – от 17–18 до 23–25 лет; Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе: 1) в качестве трудоспособного члена общества; 2) в связи с выходом на пенсию. Отношения ребенка с родителями являются как бы каналом, посред- ством которого оказывается влияние не только на развитие личности ребенка, но и на становление его сферы отношений с другими людьми (М. И. Лисина, Е. В. Субботский и другие). Эти отношения должны быть построены на взаимопомощи, поддерж- ке, сочувствии и т. д. Их становление начинается в раннем детстве под влиянием детско-родительского взаимодействия. В зависимости от качест- венных особенностей детско-родительского взаимодействия можно гово- рить о построении ребенком в будущем межличностных отношений. Л. С. Выготский подчеркивал, что должно получиться в результате разви- тия, дано в среде с самого начала и влияет на самые первые шаги развития ре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=