Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
415 Междунар. науч.-практ. конф.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толс- того, 2009. 3. Лебедева, Е. Н. Обучение и воспитание детей дошкольного возрас- та с задержкой психического развития / Е. Н. Лебедева.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2009. 4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под ред. С. Г. Шевченко.– М.: Школьная пресса, 2005. Е. С. Зимова Студент Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Терпение – это дерево, корни которого горьки, а плоды – очень сладкие. Персидская пословица Дети, имеющие физические и психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной соци- ально-психологической интеграции, результатом которой является полно- ценная жизнь. Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивиду- альные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотноше- ний, формируется либо деформируется личность ребенка. Для ребенка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятель- ности, должна выполнять свое базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей ком- пенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребенок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разоча- рования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители за- частую сами нуждаются в психологической помощи, не имея ресурсов для создания условий, способствующих его адаптации и развития.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=