Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

413 ская помощь в возникающих в ее ходе проблемных ситуациях, обучение методам и приемам формирования интеллектуальной готовности к школе в условиях семьи. Задачи подготовки детей с ЗПР к школьному обучению могут быть разделены на общие и коррекционные. В качестве общих задач формиро- вания интеллектуальной готовности к школе у ребенка с ЗПР, реализация которых возможна в условиях семьи, считаем целесообразным выделить: – создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержа- тельной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития; – стимулирование и обогащение развития ребенка во всех видах дея- тельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); – коррекцию негативных тенденций развития интеллектуальной сферы; – профилактику вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. К коррекционным задачам формирования интеллектуальной готов- ности к школе у ребенка с ЗПР в условиях семьи следует отнести: – сенсорное развитие, соответствующее возрасту ребенка: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины, звуков, а также накопление обобщенных представлений о свойствах предметов и материалов; – освоение предметно-практической деятельности, способствую- щей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, коли - чественных); – освоение продуктивных видов деятельности (конструирования, леп- ки, аппликации, работы с природным материалом), способствующих сен- сорному, умственному, речевому развитию ребенка; – уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе озна- комления с предметами и явлениями окружающего мира; – формирование диалогической и монологической форм речи; – развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту. Важную роль может сыграть семья для развития у ребенка с ЗПР ини- циативной речи и мышления. Родителям необходимо предоставлять ребен- ку возможность развернуто высказывать свои мысли, предлагать описы- вать предмет, явление, событие, избирательно пользоваться языковыми средствами: употреблять точные названия предметов, их признаков, дейст- вий, указывать место и время события. В общении с ребенком следует учить его передавать последовательность реальных действий, сюжета ска- зок, рассказов, устанавливать причинно-следственные связи в серии сю- жетных картин. Родителям следует использовать стимулирующие вопро- сы, задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=