Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

412 В качестве компонентов в структуре готовности детей к обучению в школе выделяют физическую, интеллектуальную и личностную готов- ность. Основными параметрами интеллектуальной готовности являются: развитие мышления, перцептивной сферы, речи, мелкой моторики рук, зри- тельно-моторной координации, произвольности психических процессов. Для детей с ЗПР характерно недоразвитие именно тех функций, кото- рые являются наиболее значимыми показателями для школьного обучения: несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельно- сти, пространственной координации в системе «глаз-рука», недоразвитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев рук, низкий уровень фонематического слуха. Успешность коррекционно-развивающей работы в семье дошкольни- ков с ЗПР зависит от того, насколько родители понимают состояние ребен- ка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. В полной мере это касается подготовки ребенка к школе. В силу специфики нарушения в процессе подготовки ребенка с ЗПР к школе возникают вполне закономерные трудности. Наиболее частой причиной затруднений в формировании интеллектуальной готовности к школьному обучению в условиях семьи является убеждение родителей в том, что ребенок является нормально развивающимся и у него отсутст- вуют какие-либо проблемы, и, как следствие, предъявление родителями завышенных требований к ребенку. С противоположной стороны, основной причиной является снижение социальной ответственности у родителей за судьбу ребенка, возникающее в силу неверия в его способности и обучаемость. Кроме того, для многих родителей характерно незнание общих закономерностей психического раз- вития детей дошкольного возраста в норме и патологии и специфики за- держанного развития в зависимости от генеза. Действенную помощь семье при формировании интеллектуальной готов- ности ребенка с ЗПР к школе могут оказать специалисты дошкольной образо- вательной организации (ДОО): дефектолог, специальный психолог, педагоги. Взаимодействие специалистов ДОО с родителями должно строиться по сле- дующим направлениям: просветительско-разъяснительная работа и оказание психолого-педагогической поддержки семьям детей при подготовке к школе. Первое направление предполагает информирование родителей о зада- чах, содержании коррекционно-образовательной работы по формированию у ребенка с ЗПР интеллектуальной готовности к школе, о содержании взаимодействия ДОО со школой, о системе обучения и требованиях к уча- щимся в основной и коррекционной школах, а также ознакомление с зада- чами и формами подготовки детей к школе. В состав второго направления входят психолого-педагогическое кон- сультирование по вопросам подготовки к школе, психолого-педагогиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=