Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

41 рабанова, И. С. Кон, А. М. Колышко, Р. Крайг, Ж. Г. Куповых, М. И. Лиси- на, А. Е. Личко, А. М. Олесик, Д. В. Ольшанский, Е. О. Смирнова, А. М. При- хожан, Н. И. Сарджвеладзе, О. В. Селезнёва, А. И. Сильвестру, Л. С. Сла- вина, Е. Т. Соколова, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, С. Р. Пантилеев, И. И. Чеснокова, Э. Г. Эйдемиллер, Д. Б. Эльконин, В. В. Юстицкис и др.). В настоящее время появляется новый тип семьи – «временно разлу- ченные» или «дистантные семьи», которые стали далеко не редкостью, а даже альтернативной формой семьи. «Дистантная» семья – это близкие родственники (дети и родители) не имеющие общего быта и непосредст- венного взаимодействия и общения, разделенные временной необходимо- стью перемещения трудоспособных членов семьи (родителей) из одних на- селенных пунктов в другие места приложения труда, независимо от про- должительности и регулярности, с целью заработка. (Основным видом об- щения является телефон, сети интернет и скайп) [5]. Проблема дистантных семей нашла свое освещение в трудах К. Б. Лев- ченко, Ф. А. Мустаевой, В. С. Торохтия, И. М. Трубавиной, Д. И. Пениш- кевич, Н. И. Кубьяк, Е. А. Сорокоумовой, А. Л. Цынцарь. Исследователи выделяют семьи, где жизнедеятельность каждого из супругов в силу спе- цифики их профессии проходит в большей степени отдельно. К числу та- ковых относят семьи бортпроводников, моряков, артистов, космонавтов, геологов, военных, спортсменов (Ф. А. Мустаева, В. С. Торохтий, Т. Г. Ве- ретенко и Н. В. Заверико); семьи, члены которой находятся по разным при- чинам на расстоянии друг от друга – в заключении, на лечении, то есть те, где родители неспособности содержать семью (И. М. Трубавина); семьи, работающих за рубежом (Д. И. Пенишкевич). Среди дистантных семей вы- деляют благополучные и неблагополучные семьи (И. М. Трубавина, В. С. То- рохтий, Д. И. Пенишкевич). Наибольшее значение в работах придаётся изучению социальных эмоций (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, В. К. Котырло, М. И. Лисина, B. C. Мухина, П. В. Симонов, Е. А. Сорокоу- мова, А. Л. Цынцарь и другие), так как они выполняют важнейшую регу- лятивную роль в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе. Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции направ- ляют процесс социализации растущего человека, помогают ему «входить» в мир взрослых и сверстников. А. В. Запорожец отмечал, что изучение генези- са человеческих эмоций имеет и весьма важное психолого-педагогическое значение, ибо воспитание подрастающего поколения предполагает не только обучение детей определенной системе знаний, умений и навыков, но и фор- мирование у них определенного эмоционального отношения к окружающей действительности и к окружающим людям, отношения, соответствующего за- дачам, нравственным нормам и идеалам нашего общества [4, с. 260].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=