Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

406 Усиливающими неблагоприятный результирующий эффект являются такие факторы, как низкий материальный уровень, стесненные условия проживания, злоупотребление алкоголем членами семьи, использование физических методов воспитания. Семьи детей с CДВГ требуют активного участия со стороны специа- листов, занимающихся семейной и поведенческой терапией. Присутствие в семье гиперактивного ребенка, особенно, если он не получает лечения, приводит к семейным конфликтам, пограничным психическим расстрой- ствам у родителей и других детей в семье, что формирует своего рода «по- рочный круг» и, в свою очередь, негативно сказывается на состоянии ребенка с СДВГ. Barkley R. A. (2006 г.) установил, что в семьях, где воспитываются де- ти с СДВГ, значительно выше число разводов, семейных конфликтов, случаев жестокого обращения с детьми. Аналогичные данные приводит Н. К. Асанова (2006 г.). М. Р. Битянова в работе с родителями, имеющих детей с синдро- мом дефицита внимания и гиперактивностью, отмечает основные пути ре- шения проблем: – психологическая коррекция личностных нарушений у родителей, оказание им помощи через повышение самооценки и гибкости реагирова- ния на изменение детей и ситуации взаимодействия; – предупреждение у ребенка дискомфортного состояния, страха, воз- буждения и обучение поведению. В работе с семьей, отмечает М. П. Бондаренко, дефектологи часто сталкиваются с проблемами, такими как: – недоверие к педагогу (родителям кажется, что даже самый лучший специалист, не может до конца понять проблем их семьи); – неверие в силы и способности своего ребенка (родители могут не верить, что гиперактивного ребенка можно обучить и в дальнейшем он станет успешным человеком); – бездействие семьи (родители оправдывают свое бездействие тем, что полагают, что их ребенка нужно обучать каким-то особым методом и поэтому предпочитают ничего не делать); – излишняя самоуверенность родителей (родители слишком уверенны в себе, и не прислушиваются к тому, что говорит педагог); – переоценка возможностей ребенка; – утаивание диагноза (родители не говорят педагогу всей правды и утаивают установленные диагнозы детей). Важным звеном в психокоррекции семьи, имеющих детей с СДВГ, является изменение поведения взрослых (родителей) – замена неадап- тивных подходов к детям на адаптивные – тренинг родительской ком- петентности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=