Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

403  демократический, при нем родители ценят в поведении ребенка са- мостоятельность и дисциплинированность, не ущемляют его прав. Форми- рование эмоциональной сферы происходит без особых переживаний;  авторитарный, при котором родители требуют от ребенка беспре- кословного подчинения, жестко контролируют все сферы его жизни. У ре- бенка появляются чувство агрессии или депрессия;  в стиле по типу золушки контроль сочетается с эмоционально хо- лодным, отвергающим отношением к ребенку. Также автор выделяет отсутствие контроля (или гипоопека) и чрез- мерный контроль (или гиперопека). Отношение к ребенку с нарушением зрения С. М. Хорош предлагает классифицировать на адекватные и неадекватные. Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоро- вый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процес- се воспитания [6]. Неадекватные позиции С.М. Хорош подразделяет на:  неадекватность родительской позиции определяется тем, что ребе- нок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное и обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной защите и опеке. Такая жертвенная любовь оборачивается тем, что ребенок растет неприспособ- ленным к жизни. Его не приучают к самостоятельности, выполняют все его прихоти;  в случае, если родители смирились с дефектом, но не принимают уже самого ребенка, дети выделяются своей неухоженностью, заброшенностью. Они постоянно испытывают дефицит ласки, эмоционального общения;  ребенок принимается родителями, а его дефект – нет. Игнорирование специфических особенностей нарушения зрения, направление всех усилий на улучшение зрения может привести к тому, что будет упущено невосполни- мое для психического развития ребенка время первых лет его жизни;  родители не принимают дефект и самого ребенка. Такие родители не видят перспектив в воспитании своего ребенка. В результате они или от- казываются от малыша, или передают на воспитание другим членам семьи. А. И. Захаров полагает, что, неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. Также он указывает, что постоянное запугивание приводит к тому, что дети пережи- вают острый эмоциональный дискомфорт. М. И. Земцова и Л. И. Солнцева отмечали, что нарушение зрения влечет за собой изменения в характере эмоциональных состояний в ст о- рону преобладания астенических, подавляющих активность индивида, настроений грусти, тоски либо повышенной раздражительности, аф - фективности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=