Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

402 По мнению Л. И. Солнцевой, семья должна развить в детях заложен- ное в физиологии чувство общности, избавится от чувства неполноценно- сти, усилить чувство реальности, ответственности, доброжелательности, готовности жить в согласии с собой и окружающими. Для детей с нарушениями зрения роль семьи существенно возрастает, поскольку от семьи зависит, насколько адекватным будет взаимодействие детей с окружающей средой. Проблемами развития детей с нарушениями зрения в условиях семьи и специализированного учреждения занимались отечественные тифлопеда- гоги Г. А. Буткина, А. М. Витковская, В. П. Ермаков, Н. Б. Лурье, Л. И. Солн- цева, В. А. Феактистова, С. М. Хорош и др. Специальные исследования таких отечественных ученых как Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконина, свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Среди эмоций детей нередко сущест- венное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Отрицательные эмоциональные состояния являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризую- щейся разрывом межличностных отношений. Исследователями отмечается, что в последние годы становиться все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окру- жающими. Г. А. Буткина, В. З. Денискина, М. И. Земцова, Т. В. Корнилова, В. А. Кру- чинин и др. выделили такие характерные черты для детей с нарушениями зрения, как эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, пре- обладание отрицательных эмоций, повышенная тревожность и, как следст- вие, одиночество, страхи. Нарушения эмоциональной сферы достаточно глубоко изучались в современной психолого-педагогической науке. Учеными рассматрива- лись различные аспекты этой проблемы. Некоторые исследователи уделя- ли наибольшее внимание выявлению причин возникновения эмоциональ- ных нарушений, к которым в первую очередь относятся дисгармония се- мейных взаимоотношений, разновидности неправильного семейного вос- питания (В. И. Гарбузов, Т. М. Мишина, В. К. Мягер, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер). В связи с этим выделялись различные типы неблагопо- лучных семей (М. И. Буянов, А. Я. Варга, В. В. Ковалев), а также виды не- правильного воспитания (А. И. Захаров, А. С. Спиваковская). По мнению У. В. Ершовой [2], решающую роль в эмоциональном вос- питании ребенка играют стили воспитания. Автор предлагает классифици- ровать их следующим образом:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=