Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

398 тельной речи; развернутая речь с элементами недоразвития во всей рече- вой системе [4]. Наше экспериментальное исследование детско-родительских отноше- ний дошкольников с нарушением речи проводилось на базе муниципаль- ного бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида № 142 г. Тулы. В исследовании приняли участие 10 дошкольников в возрасте 5-6 лет с диагнозом ОНР II и III уров- ня и их родители. Целью нашего исследования служит выявление особенностей детско- родительских отношений дошкольников с нарушением речи и проведе- ние психолого-педагогической работы направленной на их стимуляцию. В своем исследовании мы предполагаем что, нарушения детско-родитель- ских отношений дошкольников с нарушением речи связаны с дисгармо- ничностью стилей воспитания родителей и детей, и коррекционно-разви- вающая программа поможет адекватному формированию детско-роди- тельских отношений. Для изучения детско-родительских отношений была составлена диагностическая программа, в которую вошли следующие методики: «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бенс, С. Кауфман), стратегии семейного воспитания (Н. М. Рухленко), опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин), методика RAPI (Е. С. Шефер, Р. К. Белл), ме- тодика «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (А. Г. Лидерс и И. В. Анисимова). Результаты проведенного исследования позволили сделать следую- щие выводы: в семьях дошкольников с нарушением речи присутствует не- благоприятный психологический климат. Родители держат излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком. У ребенка к членам семьи имеются враждебные чувства, стили воспитания противоречивые, так как у родите- лей нет четкой позиции в воспитании ребёнка. По результатам диагностической программы была составлена коррек- ционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско- родительских отношений дошкольников с нарушением речи. Ее задачами явились: реконструкция детско-родительских взаимоотношений; гармони- зация внутрисемейных отношений; развитие коммуникативных форм по- ведения; улучшение понимания родителями собственного ребенка; выра- ботка навыков адекватного и равноправного общения. Данная коррекци- онно-развивающая программа была рассчитана на 11 занятий, которые проводились раз в неделю. На занятиях присутствовали родители и дети. В результате проведения коррекционной работы с родителями, были установлены доверительно-партнерские отношения между всеми участни- ками коррекционного процесса, отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в осознании

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=