Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

395 жено стремление доминировать, тем выше у него выражена мотивация достижения. Фактор Q3 (степень самоконтроля): выявлена значимая корреляция 0,270, что свидетельствует о том, что чем выше у ребенка степень само- контроля, тем выше у него выражена мотивация достижения. Фактор MD (уровень самооценки): выявлена значимая корреляция 0,290, что свидетельствует о том, что чем выше у ребенка самооценка, тем выше у него выражена мотивация достижения. Таким образом, подтверждается общая гипотеза о наличии взаимоза- висимости между такими свойствами личности как доминирование, само- уверенность, практичность и самооценкой и мотивацией достижения. Также в ходе исследования было выяснено, что существует значимая корреляция между фактором I (реализм-сензитивность) и стремлением к ус- пеху. Коэффициент корреляции –0,254, что свидетельствует о том, что чем более свойственен ребенку реализм, тем выше у него стремление к успеху. Таким образом, подтверждается общая гипотеза о наличии взаимо- зависимости между характеристиками личности и мотивацией стремле- ния к успеху. В ходе сравнительного анализа было выявлено следующее: с возрас- том у детей повышается мотивация достижения, на которую влияют такие характеристики личности, как доминирование, самооценка, самоуверен- ность и практичность. Итак, нами было доказано, что существует взаимозависимость между характеристиками личности и мотивацией достижения. Такая связь суще- ствует между мотивацией достижения и доминированием, мотивацией достижения и самоуверенностью, мотивацией достижения и самооценкой, а также между мотивацией достижения и практичностью. Также доказано, что с возрастом, если эти характеристики становятся более яркими, то повышается и мотивация достижения. Это связано с тем, что с возрастом дети становятся более независи- мыми от группы, ярче проявляют свои индивидуальные качества, склонны отстаивать свое мнение и быть более уверенными в себе, не подстраивать- ся под мнение класса. К тому же, к старшим классам, дети обычно уже на- ходят себя в какой-либо деятельности и стремятся реализоваться в ней. Отсюда можно сделать вывод о том, что и в данном случае мотивация дос- тижения тоже будет повышаться. Следовательно, обе основные гипотезы нашего исследования под- твердились. Таким образом, делая общий вывод по проделанной работе, можно ска- зать, что мотивация достижения в подростковом и юношеском возрасте тес- но связана с такими психологическими характеристиками личности, как са- мооценка личности, самоуверенность, стремление к доминированиюи прак-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=