Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

394 в свойствах личности таких свойств как социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт по Айзенку любит активность, общение. Экстраверты беззаботны, веселы, вспыльчивы. Ориентированность на ощущения и эмоции. Также как и в случае с экстраверсией, оба класса показали высокие значения по шкале нейротизма (66,25 % и 55,28 % соответственно). По Ай- зенку, нейротизм – понятие, синонимичное тревожности,– проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбуди- мость, депрессивность. Эти свойства личности, в большинстве случаев, присущи детям данной выборки. Далее рассмотрим полученные результаты по методике диагностики стремления личности к успеху Т. Элерса. Для 6-х классов характерны средние значения мотивации стремления к успеху (36,95 % человек). В данном случае, дети имеют средневыражен- ную мотивацию, которая позволяет им хорошо учиться, но, в то же время, они не стремятся достигать отличных успехов во всех своих делах. В 10-х классах выявлен умеренно высокий уровень стремления к ус- пеху (33,44 % человек). В этих классах дети нацелены на успех, что помо- гает им достигать лучших результатов, стремиться к повышенным показа- телям во всех видах деятельности. Необходимо также рассмотреть показатели по методике Т. Элерса на мотивацию избегания неудач. Во всех классах по данной методике отмечены низкие результаты. В 10-м классе низкие значения у 83,60 % человек, в 6-м классе – 78,61 % человек. Т. е. у большинства детей нет мотивации к защите, они склонны к риску и не боятся поражений. Следует отметить тот факт, что высоких значений по данной методике в этой выборке не отмечено вообще (0 %). Рассмотрим полученные результаты по методике диагностики моти- вации достижения А. Мехрабиана. Во всех классах по данной методике отмечены средние результаты. В 10-м классе – 97,22 % человек, в 6-м классе – 94,74 % человек. Т. е. у большинства детей мотивация достижения имеет среднюю выра- женность, стремление достигать поставленной цели имеет значение не во всех случаях, а, скорее всего, в более важной, по мнению ребенка, дея- тельности (например, в учебной или общественно-полезной деятельности). В ходе обработки данных по этой методике, также как и в предыду- щем случае с методикой избегания неудач Т. Элерса не выявлено высоких значений в выборке (0 %). В ходе исследования, были получены следующие значимые корреля- ционные связи между личностными свойствами и мотивацией достижения: Фактор Е (подчиненность-доминирование): выявлена значимая корре- ляция –0,274, что свидетельствует о том, что чем меньше у ребенка выра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=