Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
393 И. Л. Фельдман Кандидат психологических наук, доцент Тульский государственный университет (Тула, Россия) СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ ДОСТИЖЕНИЯ (на примере подростков и юношей) В настоящее время проведено много исследований по изучению мо- тивации достижения. Так например, изучена взаимосвязь и взаимопроник- новение мотивации достижения и мотивов стремления к успеху и избега- ния неудач (Г. Мюррей, Т. Элерс), исследования в рамках понятия о «ква- зипотребности» (Н. Ах), изучение мотивации как аффективно окрашенной «сети ассоциаций» (Д. Мак-Клелланд), также в исследованиях рассматри- валась взаимосвязь мотивации достижения и деятельности человека (Х. Хекгаузен), в исследованиях изучались промежуточные когнитивные процессы атрибуции успеха, неудачи и самооценки (Р. Де Чармс) и пр. Вместе с тем, существует необходимость дальнейшей разработки этой проблемы с учетом особенностей характеристик личности. Взаимосвязь мотивации достижения и индивидуальных характеристик личности при- влекает многих исследователей, но до сих пор эта тема остается довольно узко изученной. Для выявления наличия взаимосвязи между личностными характери- стиками и мотивацией достижения, нами был проведено эмпирическое ис- следование в школах Тульской области. В диагностике участвовали четыре класса: два шестых и два десятых класса. В общей сложности было опро- шено 74 человека в возрасте 12 и 16 лет соответственно (в 6 «а» – 17 человек, в 6 «б» - 19 человек, 10 «а» класс – 20 человек, 10 «б» класс – 18 человек). Были использованы следующие личностные методики: – 14-факторный опросник Р. Кеттела (вариант для подростков); – методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Г. Айзенк в модификации Т. В. Маталиной); – методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; – методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; – методика диагностики мотивации достижения (А. Мехрабиана). Рассмотрим полученные результаты по методике экспресс-диагности- ки характерологических свойств личности Г. Айзенка. Проведя анализ полученных данных, мы видим, что и у 6-х классов, и у 10-х присутствуют высокие показатели по шкале экстраверсии (69,20 % и 68,61 % соответственно), что можно свидетельствует о присутствии
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=