Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

392 тей; 3) оценка своей активности, общительности, способности к установ- лению контактов. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что показатели самооценки испытуемых всех трех групп по трем факторам находятся на среднем уровне. Достоверные различия выявлены между параметрами оценки у зависимых и негативистических испытуемых, при этом у негати- вистов самооценка значительно ниже. Значимые различия в самооценке зависимых и независимых испытуемых отсутствуют. Обнаружилось, что связь зависимости и самооценки опосредована гендерными различиями. Полученные данные свидетельствуют о том, что зависимые и незави- симые мальчики обнаруживают достоверные различия в оценивании своих возможностей противодействовать трудностям: у независимых этот уро- вень выражен значительно выше, чем у зависимых, в то время как девочки зависимых различий в самооценке между группами не обнаружили. В са- мооценке активности значимых различий между группами не выявлено. Результаты анализа методики «Рисунок семьи» показали, что зависи- мые подростки рисуют себя за руку с родителями, либо они занимаются каким – либо общим делом. У негативистов ярко выражены на рисунке черты агрессии, это проявляется в нажатии карандаша, стирании нарисо- ванных предметов, отсутствии членов семьи на рисунке. Независимые подростки рисуют семью в полном составе, что свидетельствует об эмо- циональном благополучии в семье. Анализ результатов по методике АСВ выявил, что родители 80 % зависимых подростков выбирают стиль воспитания детей – гиперопе- ку, когда ребенок – кумир семьи. Либо переносят свои женские или муж- ские качества на своего ребенка. Т. е. то, что родители в себе не реали- зовали, пытаются реализовать это в ребенке. Также встречаются случаи у негативистов, когда родители выбирают как стиль воспитания – гипо- протекцию. Когда ребенок находится без присмотра родителей, предос- тавлен сам себе. Таким образом, зависимое поведение занимает существенное место во взаимоотношениях подростков с родителями, несмотря на то, что на уров- не представлений зависимость вызывает у подростков негативное отноше- ние и сопровождается сильными отрицательными переживаниями. Литература 1. Духновский, С. В. Психологическое сопровождение подростков в кризисных ситуациях / С. В. Духновский.– Курган, 2003. 2. Золотова, Т. В. Психология семейных кризисов: научный взгляд на проблему / Т. В. Золотова, Н. А. Степанова.– Тула, 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=