Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

391 ких указаний взрослого», которая находится в обратной связи с двумя ука- занными переменными; 3) третий фактор составили переменные «принятие повседневной по- мощи взрослого» и «выполнение приказов взрослого», которые находятся в обратной зависимости между собой. По группе независимых испытуемых выявлено два фактора: – первый фактор составили переменные «доверительное общение со взрослыми», «зависимость от мнения взрослого» и «выполнение мягких указаний взрослого», которые положительно связаны между собой. – второй фактор составили переменные «предпочтение в общении взрослого сверстникам», «следование советам взрослого», « принятие по- мощи взрослого в проблемной ситуации» и «выполнение приказов взрос- лого», которые положительно связаны между собой. По группе независимых испытуемых был выделен только один фак- тор: «предпочтение в общении взрослого сверстникам» и «принятие по- мощи взрослого в проблемной ситуации». Обращает внимание на себя тот факт, что только в группе зависимых подростков выделенные факторы содержат обратные взаимосвязи, что свидетельствует о внутренней противоречивости явления зависимости. Образ родителя вызывает у зависимого подростка амбивалентное отноше- ние, столкновение разнонаправленных тенденций: с одной стороны, про- является доверительное отношение к родителю, который располагает к от- крытости, выступает в представлении подростка источником помощи, га- рантом безопасности, а с другой стороны, родитель воспринимается как довлеющая фигура, изрекающая указания, советы, распоряжения, приказы. Факторы, выделенные в негативистических испытуемых, показывают, что в восприятии негативистического подростка доверительное общение со взрослыми обязательно повлечет за собой подчинение, необходимость выполнения его указания, а любые проявления внимания взрослого в свой адрес воспринимаются как приказания. Наличие только одного выделенного фактора для группы независи- мых испытуемых говорит о том, что большинство ситуаций взаимодейст- вия с родителями в восприятии независимого подростка не связаны между собой, т. е. его поведение более гибко, свободно от устойчивых установок, зависит от конкретной ситуации. Выделенный фактор свидетельствует о том, что единственная ситуация, когда подросток обязательно предпочи- тает в общении взрослого, связан с наличием у него серьезной проблемы, когда именно к родителям подросток обращается за помощью [2]. Самооценка подростков выявлялась с помощью методики «Семанти- ческий дифференциал», позволяющей выявить уровень самооценки по трем параметрам: 1) общий уровень самопринятия, самоуважения; 2) оце- нивание своих способностей к достижению целей и преодолению труднос-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=