Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

387 ны развитие мимических реакций достигает уже в расцвете личности под влиянием воспитания. К обеднению детской психики, к уплощению эмо- ций приводят ограниченность впечатлений, дефицит общения ребенка с окружающими его взрослыми. Примитивным эмоциям обычно соот - ветствует бедность и трафаретность мимики, вялая реакция на звуковые раздражители. Сама по себе реакция на звуковой раздражитель с возможностью ло- кализации звука в пространстве проявляет себя достаточно отчетливо у здорового ребенка в возрасте 10–12 недель, когда ребенок начинает пово- рачивать голову в сторону звукового раздражителя. К 3 месяцам слуховые реакции приобретают доминантный характер, то есть, если заговорить с двигательно возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он замирает и перестает кричать. Снижение реакции на звуковые раздражители проявляется в виде удлинения латентного периода, ее быстро- го угасания, что имеет место у заторможенных и апатичных детей. Двигательная заторможенность у депрессивного ребенка проявляется в замедлении движений и речи. В подобном случае ответы на вопросы взрослых обычно носят односложный характер, между вопросом и ответом часто длительные паузы. Движения такого ребенка замедлены, однообраз- ны, депрессивный ребенок может подолгу оставаться в одной и той же по- зе. В ряде случаев двигательная заторможенность достигает полной обез- движенности (депрессивный ступор). Дети, ранее бывшие улыбчивыми, активными, находившиеся в друже- ском и свободном общении с окружающими, становятся плаксивыми, гру- стными, боязливыми. При попытке общения они прижимаются к взросло- му, требуют внимания. Раздражительность ребенка может проявляться в неадекватных, чрез- мерных реакциях на обыденные, рутинные стимулы внешней или внутрен- ней среды. У ребенка раздражительность проявляется сложно управляе- мыми эмоциями агрессии и гнева. Для детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депри- вации специфична повышенная готовность к возникновению разнообраз- ных страхов. Подобная сензитивность объясняется прежде всего гиперчув- ствительностью ребенка к новизне, изменчивостью окружающей его об- становки, появлением новых людей, необычных игрушек, новыми так- тильными, голосовыми, зрительными стимулов. При нарастании депрессивной клиники педагогами и психологами описана следующая, весьма характерная тенденция: у депривированного ребенка постепенно исчезает плаксивость и на первый план в наблюдаемом состоянии выходят безразличие, общая потеря интереса к окружающему, снижение потребности в общении со взрослыми. Общение с ребенком ста- новится все более трудным и, наконец, невозможным.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=