Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

384 и его психологического пола. Отношения лидерства непосредственно влияют на характер гендерной социализации детей. Оказалось, например, что собственный доминантный контроль отца приводит к негативизации образа «Я» у мальчиков, но он никак не влияет на образ «Я» у девочек. Процесс социализации личности, в частности гендерная социализация ре- бенка, в значительной степени определяется именно этими отношениями, которые характеризуют общий потенциал семьи [7]. При становлении гендерной идентичности ребенка большую роль иг- рают гендерные отношения супругов в процессе выполнения ими роди- тельских ролей и стратегии взаимодействия между собой, которых они придерживаются. Если их цель – улучшать свои отношения и воспитать хороших детей, то в отношении к ним они выступают «единым фронтом». Эмпирически были установлены проявления разных стратегий взаимодей- ствия супругов при воспитании детей. Э. Маккоби приводит примеры та- ких стратегий: 1) комбинирование усилий родителей (мать и отец вместе ведут одну линию, помогая и дополняя друг друга); 2) отец выступает в роли помощника матери (она – главный воспита- тель, он поддерживает ее и помогает ей); 3) отец использует ребенка, чтобы показать свою власть и превосход- ство над женой (к примеру, открыто смеется, когда ребенок не слушает ее, или иронически отзывается о формулировке ее требований); 4) мать тайком разрушает влияние отца на ребенка (в отсутствие отца позволяет ему делать то, что запретил отец, или даже прямо говорит: «По- дожди, папа уйдет, и я тебе включу компьютер»); 5) мать-посредник между отцом и ребенком (у ребенка и отца нет времени на общение, или они не понимают друг друга, или ребенок боится поговорить с отцом, и мама помогает им наладить отношения; здесь важно помнить, что подлинно гармоничные отношения возникают все же при прямом общении, поэтому такая стратегия возможна лишь как времен- ное средство); 6) родители имеют в виду разные цели при воздействии на ребенка (к примеру, мать, жалея плачущего сына, думает о сиюминутном его сос- тоянии, а отец, будучи к нему строгим, заботится о его будущем – когда тот будет взрослым) [2]. Очевидно, что одни стратегии ведут к конфронтации полов, а другие – к их гармонии. Важно информировать родителей о том, какая из стратегий ведет к ухудшению или улучшению взаимоотношений, и учить их созда- вать хорошую атмосферу в семье. Таким образом, существует четыре стиля семейного воспитания, влияющих на становление гендерной идентичности. Самый благоприят- ный из них – авторитетный, так как в подобных отношениях между ребен-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=