Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
382 Стиль семейного воспитания напрямую влияет на процесс становле- ния гендерной идентичности подростка, так как внутрисемейные отноше- ния служат образцом поведения подростка в обществе, примером отноше- ния со сверстниками противоположного пола. Гендерная идентичность определяет степень, в которой каждый инди- вид определяет себя в качестве мужчины, женщины или некоего сочетания того и другого. Эта внутренняя структура, даваемая в процессе развития, позволяет индивиду организовать образ Я и социально функционировать в соответствии с воспринимаемым полом и гендером [6]. Д. Баумринд, взяв за основу такие критерии, как характер эмоцио- нального отношения к ребенку и тип родительского контроля, выделяет четыре стиля родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, ли- беральный и индифферентный [5]. Авторитетный стиль характеризуется теплым эмоциональным приня- тием ребенка и высоким уровнем контроля с признанием и поощрением его автономии. Авторитетные родители реализуют демократический стиль общения, готовы к изменению системы требований и правил с учетом рас- тущей компетентности детей. Родители проявляют готовность к понима- нию и учету мнения детей. Практически не используются физические на- казания и вербальную агрессию, в основном методом воздействия на ре- бенка становится логическая аргументация и обоснование. Послушание выступает реальной ценностью воспитания. Результатом авторитетного родительства становится формирование у ребенка высокой самооценки и самопринятия, целенаправленности, воли, самоконтроля, саморегуляции, готовности к соблюдению социальных правил и стандартов. Авторитарный стиль отличается отвержением или низким уровнем эмоционального принятия ребенка и высоким – контроля. Стиль общения авторитарных родителей – командно-директивный, по типу диктата, сис- тема требований, запретов и правил ригидна и неизменна. Родители в вос- питании придерживаются традиционных канонов: авторитет, власть роди- телей, безоговорочное подчинение детей. В авторитарных семьях наблю- дается формирование зависимости, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонст- рируют агрессивность и низкий уровень волевой и производственной регуляции [1]. Особенностями либерального стиля воспитания являются теплое эмо- циональное принятие и низкий уровень контроля в форме вседозволенно- сти и всепрощенства. Требования и правила при таком стиле воспитания практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Ребенку пре- доставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно,
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=