Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

381 Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимо- связи родителей и детей закрепляются в поведении детей и становятся мо- делью в социальных взаимодействиях и стратегиях поведения (Д. Боум- ринд, А. Я. Варга, А. Е. Личко, В. М. Минияров, В. В. Столин, Э. Г. Эйде- миллер). Отдельные параметры и характеристики взаимодействия системы «родители – ребенок»: формы родительского контроля и техники поддер- жания дисциплины, эмоциональные контакты, последовательность, авто- ритетность родителя рассмотрены в работах Э. Эриксона, В. А. Рахмат- шаевой, Г. Н. Сартан, С. Броди, В. Н. Дружинина, А. В. Петровского, А. В. Черникова. Проблема специфики детско-родительских отношений в подростковом возрасте освещена в исследованиях Э. Г. Эйдемиллера, О. А. Карабановой, Р. Т. Байярда и Д. Байярд [4]. Составляющими стиля семейного воспитания является детско-роди- тельское взаимодействие, а именно родительско-детские и детско-роди- тельские отношения. По мнению А. Я. Варги, В. В. Столина и других, родительско-детские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Детско-родительские отношения – это система межличностных уста- новок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок – родители») и сверху вниз (диада «родители – ребенок»), определяемых совместной деятельностью и обще- нием между членами семейной группы [3]. Следовательно, стиль семейного воспитания – это наиболее харак- терные способы отношения к ребенку родителей, применяющих опреде- ленные средства и методы педагогического воздействия, которые выра- жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия (Уржумова Т.) [7]. Особенности семейного воспитания определяются отношением роди- телей к ребенку, а также следующими параметрами, по которым различа- ются стили семейного воспитания (Э. Г. Эйдемиллер):  степенью опеки и протекции (насколько родители заняты воспита- нием, сколько сил они вкладывают в него, сколько внимания и времени уделяют ребенку);  полнотой удовлетворения детских потребностей, материально- бытовых и духовных;  уровнем требований, предъявляемых к ребенку, содержанием и ко- личеством его обязанностей;  уровнем контроля, количеством запретов;  строгостью санкций при невыполнении требований или нарушении запретов [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=