Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

379 между различными элементами ее внутренней структуры и достижение со- стояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии. Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию [2]. Прежде всего, следует отметить, что всякий внутриличностный кон- фликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Для установле- ния внутреннего равновесия ребенка бывает достаточно дать ему конфету, а способы разрешения внутреннего конфликта, подходящие для мужчин, могут быть не всегда пригодны для женщин и т. д. Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличност- ных конфликтов, в литературе существуют наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все. Например, американский биохимик У. Фрей, специально занимавший- ся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее по- добно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мне- нию, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами слу- жит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение [1]. Кро- ме этого и многих других способов для разрешения внутриличностных конфликтов современная конфликтология и психология формулируют также целый ряд механизмов психологической защиты личности. Она представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт. В об- щем смысле термин «психологическая зашита» употребляется сегодня для обозначения любого поведения, устраняющего психологический диском- форт. Сущностью и функцией психологической защиты является предо- хранение сознания личности от негативных переживаний. Но у подростка не всегда «срабатывают» функции психологической защиты как по причине неустойчивости психики, так и по причине отсутст- вия психологической культуры и необходимых знаний. Контрастность детства и зрелости, между которыми находится подрос- ток, усложняет ему усвоение социальных ролей и порождает немало внеш- них и внутренних конфликтов. Кроме этого, существует проблема индивиду- альных отличий: так называемого «среднестатистического подростка» не су- ществует. Общие закономерности проявляют себя через индивидуальные ва- риации, которые зависят не только от окружающей подростка среды и усло- вий воспитания, но и от особенностей его личности, которые, в целом, и яв- ляются детерминантами развития внутриличностных конфликтов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=