Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

377 могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи. Эти особен- ности отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «конфликтные» дети. Конфликтное поведение у подростка может возникнуть по несколь- ким причинам. Например, причины, связанные с психическими и психофи- зиологическими расстройствами; причины социального и психологическо- го характера и причины, связанные с возрастными кризисами. Ещё причиной конфликтности может стать акцентуация характера. Акцентуация характера – это заострение негативных форм, отдельных черт в характере человека. Концепция об акцентуированных личностях разработана К. Леонгардом и А. Е. Личко. Они выделили типы акцентуи- рованных личностей, которые сами по себе ещё не являются патологиче- скими, но при отдельных условиях могут развиваться в положительном или отрицательном направлении, тем самым, приводя к развитию кон- фликтной личности. Кроме того, подросткам свойственны детские пове- денческие реакции отказа, оппозиции, имитации, компенсации и гипер- компенсации. Необходимо отметить, что специфика положения подростка состоит в том, что он является «маргинальной» личностью. Подросток находится между двумя группами, так как он не хочет больше принадлежать к группе детей и старается перейти в группу взрослых, но они его туда еще не при- нимают. Поэтому чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протека- ет подростковый период. Знание факторов подростковой конфликтности необходимо для раз- вития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования уме- ний анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для кор- рекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения. «Когда конфликты концентрируются вокруг самых главных вопросов жизни, участвовать в них и разрешать их еще сложнее. Но если мы доста- точно энергичны, то нет веских оснований, почему мы не должны сделать именно это, хотя бы в принципе. Личная образованность могла бы значи- тельно помочь нам развивать свои собственные убеждения и жить с боль- шим знанием самих себя. Осознание важности факторов, определяющих наш выбор, дало бы нам идеалы, за которые следует бороться, и тем самым дало бы направление нашей жизни» [7]. Область действия и интенсивность этих конфликтов определяются большей частью той цивилизацией, в кото- рой мы живем. И, если цивилизация стабильна и традиции устойчивы, и разнообразие доступных нам выборов ограничено то и диапазон возмож- ных конфликтов между индивидами узок. В случае если сама цивилизация

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=