Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

376 Вопрос о психологических детерминантах возникновения внутри- личностных конфликтов у подростков, который позволяет раскрыть глу- бинные основы конфликтного поведения, занимает важное место в иссле- довании конфликта. Развитие внутриличностных конфликтов, в целом, имеет общий де- терминизм. Детерминанты же развития внутрличностных конфликтов у подростков имеют свою специфику и особенность. Конфликты, в целом, играют существенную роль в формировании но- вых черт характера и в перестройке личности подростка, а их решение представляет собой острую форму развития. Конфликт переводит его уча- стников на качественно новый уровень взаимодействия, который сопрово- ждается ценностной переориентацией, осознанием и формированием лич- ных и групповых интересов, изменением коммуникативной структуры, разрушением старых и созданием новых схем легитимизации. Межличностный конфликт, связанный с противоречиями во взаимо- действии, может переходить в конфликт внутренний: в конфликт мотивов, конфликт выбора и др. Конфликт, который возникает между участниками отдельных групп, может стать началом межгруппового конфликта. Внутриличностный конфликт проявляется во внешних межличност- ных отношениях. Межличностные конфликты сопровождаются эмоцио- нальными переживаниями человека. В той же степени внутренние кон- фликты человека ведут к определенным особенностям его межличностного поведения. Разные виды конфликтов связаны между собой и могут пере- ходить с одного уровня на другой. Например, в подростковом возрасте говорят как о периоде повышен- ной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене на- строения, неуравновешенности. Немаловажную роль имеют чисто психоло- гические факторы – стремление изолироваться от мира взрослых, максима- лизм, конфликтность, агрессивность, моральная неустойчивость. Все эти черты особенно обостренно проявляются из-за пристрастия части молодежи с ранних лет к алкоголю, курению, наркомании и компьютерным играм. При этом процессы социального контроля деформированы, что и при- водит к распространению разнообразных девиаций и аддикций, трансфор- мациям социальных норм и дисфункции процессов социального контроля, к агрессивному поведению личности по отношению к сверстникам или людей более старшего возраста, а в конечном итоге – к ослаблению функ- ции безопасности социальной системы. Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде. Последняя имеет решающее значение для его воспитания. Особо при этом принадлежит роль малым группам, в которых школьник взаимодействует с другими. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности поведения подростков

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=