Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

375 ходятся за пределами индивидуального решения. Наоборот, исключитель- ным правом человека, как и его бременем, является способность делать выбор, необходимость принимать решения. Мы можем и обязаны выби- рать между противоположными желаниями. Например, мы можем захотеть остаться одни и побыть с другом; в одно и то же время изучать медицину и музыку. Возможен также конфликт между желаниями и обязательства- ми: мы можем захотеть побыть с любимым человеком в то время, когда кто-нибудь находящийся в беде нуждается в нашей помощи. Мы можем разрываться между желанием соответствовать оценкам других и убежде- нием, что это могло бы вызвать о нас неблагоприятное мнение. Наконец, возможен конфликт между двумя множествами ценностей, такой, напри- мер, когда мы убеждены, что необходимо согласиться на опасную работу в военное время, и одновременно убеждены, что обязаны выполнить долг перед своей семьей» [6]. Карл Роджерс в книге «Взгляд на психотерапию. Становление челове- ка» (1994) пишет, что люди, приходящие на прием к психотерапевту впер- вые, обычно, пытаются четко объяснить причину своего прихода. Напри- мер, проблемы с мужем или женой, или начальником, или с собственным неподконтрольным поведением. Во всех этих случаях,– пишет К. Роджерс,– обычно называемые «причины» не являлись истинными или же реальными проблемами человека. В действительности, всех людей объединяла одна и та же проблема: они лишь хотели стать самими собой, получить возмож- ность снять с себя маску, в которой они жили постоянно. Как правило, они были очень обеспокоены тем, что думают о них другие и что им необхо- димо предпринять в той или иной ситуации. Сеансы терапии помогли им вернуться к собственному ощущению жизни. Они становились личностя- ми, а не просто отражением общества [4]. Рассмотрим, как развиваются сами конфликты? Зигмунд Фрейд счи- тал, что все внутренние конфликты человека, прежде всего, обусловлены столкновением цивилизованного сознания и инстинктивных потребнос- тей – ситуацией, которую мы никогда не будем в силах изменить. Однако Карен Хорни предположила, что возможно сами проблемы возникают в ре- зультате конфликта взаимоисключающих потребностей внутри нас. Например, дети, растущие во враждебной и негативной семейной обс- тановке, так же хотят любви, как и другие дети и все люди, но они вынуж- дены проявлять агрессию, чтобы справляться с агрессивными окружаю- щими условиями. Когда дети вырастают, их настоящие или же истинные потребности начинают конфликтовать с потребностями невротическими, постоянно говорящими им о необходимости постоянно контролировать себя и окружающих людей и возникающие в процессе общения ситуации. Выбранная модель поведения, которую они выработали в детстве, пере- росла в их личность, однако в «расколотую» личность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=