Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

372 в том, чтобы объяснять ребенку, что он сделал: «Я видела, как ты делился своими игрушками с другом. Это было хорошо!», и ему с большей вероят- ностью захочется повторить ту же модель поведения. 4. Чаще спрашивайте: «А что чувствуют другие люди?» Один из способов отвлечь ребенка от мыслей только о себе – просить его размыш- лять о том, что чувствуют другие люди. Задавайте этот вопрос чаще, при каждом удобном случае, используя ситуации из книг, новостей, телепере- дач и фильмов, а также из реальной жизни. «Папина мама очень больна. Как ты думаешь, что чувствует папа?». Каждый вопрос заставляет ребенка думать о проблемах других людей, отвлекая от своих собственных, и ото- двигает его еще на один шаг от эгоизма. 5. Ожидайте благодарности . Одна из самых больших ошибок роди- телей состоит в том, что они полагают, что дети окажутся благодарными и умеющими давать. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал щедрым, бескорыстным и умеющим давать, воспитывайте эти особенности поведе- ния, моделируйте их, уделяйте им первостепенное внимание, закрепляйте и ожидайте их. Сделайте благодарность приоритетом в вашем доме. И чем скорее вы начнете, тем лучше. 6. Немедленно подавляйте эгоистичное поведение. Каждый раз, ко- гда ваши дети говорят или поступают эгоистично или не проявляют сочув- ствия, отчитывайте их. Скажите им, что они ведут себя неправильно, и, ес- ли такое эгоистичное поведение будет продолжаться, вы подумаете о при- менении соответствующих штрафных санкций. Ребенок должен научиться отвечать за свои поступки, поэтому при- менение штрафных санкций становится частью процесса перевоспитания. Никогда не следует прибегать к шлепкам и другим телесным наказаниям. М. Борба предупреждает, что этот путь нелегкий, так как «избалован- ное, эгоцентричное поведение трудно изменить». Движение ребенка к из- менениям может быть медленным, возможно, потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не стоит сдаваться. Если не сработает один подход, то сработает другой. Отметим тот факт, что, с нашей точки зрения, именно выход анализи- руемой выше работы М. Борба способствовал появлению словосочетания «введение штрафных санкций» в качестве рекомендаций в отечественной детской психологии. Такова точка зрения на способы преодоления детского эгоизма из- вестных детских психологов. Подводя итоги, отметим, что преодолеть эгоизм – большая и сложная задача. Каждый родитель думает о том, чтобы ребенок вырос достойным человеком. Среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу преодоления эгоизма. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет. Психологи и педагоги дают разные рекомендации по воспитанию, и лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=