Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

371 – приучайте его к посильной помощи дома, к деланию для всех , а не только для самообслуживания; – интересуйтесь не только делами ребенка, но и успехами его друзей. Поощряйте его позитивные оценки в адрес друзей; – расширяйте социальную среду ребенка, учите его жить в ней. «Самый же действенный и надежный способ избежать формирования ненужного качества или черты личности ребенка – воспитать в нем проти- воположное качество – альтруизм»,– рекомендует Л. Путляева. Таким образом, Л. Путляева предлагает достаточно практичные, прос- тые и выполнимые советы, которыми можно воспользоваться. Хороши со- веты те, которыми можно воспользоваться. Всемирно известный американский педагог-психолог М. Борба среди 38 типов трудного поведения детей самым последним выделяет «эгоизм» [2, с. 203]. Так как большинство родителей считают, что они растят эгои- стичных, центрированных на себе детей; она, не соглашаясь с этим, отме- чает: «Но ведь дети такими не рождаются. Они приходят в этот мир наде- ленными чудесной способностью проявлять интерес к другим». Конечно, маленькие дети более центрированы на себе по самой своей природе, но большинство из них по мере взросления, накопления опыта и под хорошим родительским руководством переходят от концентрации на себе к концентрации на других. Проблема заключается в том, что если способность к сопереживанию – основу великодушия и самоотвержен- ности – не воспитывать, она останется скрытой, лишь потенциально при- сутствующей в характере ребенка. В результате вырастают эгоистичные, неблагодарные дети, которые так и не могут расстаться с убеждением, что все должно быть исключительно для них. Таким образом, М. Борба указы- вает на опасность такого поведения, отмечая, что оно не проходит само, и предлагает взрослым шесть стратегий преодоления эгоизма: 1. Боритесь со склонностью к чрезмерному потаканию. Просто дайте себе слово воспитать неизбалованного ребенка. Не уступайте каж- дому его капризу. Не забрасывайте его «материальными ценностями». И не думайте, что раните его самолюбие, говоря ему «нет». Напротив, бо- ритесь со склонностью баловать его. Вы будете гораздо счастливее с «ко- нечным продуктом» – более благодарным и умеющим делиться ребенком. 2. Установите границы. Установите четкие границы допустимого поведения и придерживайтесь их. Это будет сложно, если вы считаете, что ваша главная цель – быть лучшим другом своему ребенку; поэтому пере- стройте свое мышление. Дети родителей, имеющих четкие ожидания в от- ношении их поведения, оказываются менее эгоистичными и обладают большим чувством собственного достоинства. 3. Стимулируйте щедрость . Научиться делиться – самое главное для подавления эгоизма. Способ закрепления этого качества заключается

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=