Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

370 свои недостатки, но далеко не всем известны собственные достоинства. Многие дети считают, что родители их любят, только когда они хорошо ведут себя или учатся. Очень важно, чтобы родители демонстрировали ре- бенку свою любовь, т. е. любовь не за что-то или при определенных усло- виях, а несмотря ни на что и ни на какие условия. Православный психолог Т. А. Флоренская, рекомендуя способы кор- рекции по преодолению эгоизма, изначально предлагает разъединить по- нятия «эгоизм» и «эгоцентризм», так как «здесь разные корни», и поэтому это не одно и то же [6]. Эгоизм сопряжен с жизненной позицией использования других в сво- их целях, когда на первое место ставятся свои интересы в ущерб интер е- сам других. Эгоистичные дети обычно вырастают в семьях, где их балуют, где един- ственный ребенок становится центром семьи. Он оказывается лишенным ду- шевной, внутренней любви, той любви, которая дает чувство сопричастно- сти другим. Поэтому эгоистичного ребенка надо ставить в условия, где не- обходимо учитывать интересы других, стараясь изменять привычки и жиз- ненную установку ребенка. Эгоцентризм есть следствие душевной травмы в раннем детском воз- расте. Эгоцентризм – это есть результат «искаженного восприятия». Эго- центричные дети – это дети лишенные семьи, это дети из детских домов. У таких детей повышенный уровень тревожности, они склонны ожидать плохого и проецируют свой внутренний душевный опыт на окружающих. Взрослый становится опасным, мир – страшным, и ребенок замыкается в себе. Такие дети не могут адекватно видеть мир. Они видят угрозу там, где её нет. Внутренняя тревожность и неблагополучие формируют иска- женное восприятие действительности, неадекватность мировосприятия. Тогда как дети из благополучных семей воспринимают мир в более опти- мистических тонах. С эгоцентричным ребенком надо вести себя не так, как с эгоистичным. С ним надо действовать очень осторожно. «Его надо ле- чить любовью»,– пишет Т. А. Флоренская. Психолог Л. Путляева уверена, что ответ на вопрос «Как помочь ребенку преодолеть детский эгоизм?» нужно искать как в поведении роди- телей, так и во взаимоотношениях в семье, и предлагает следующие реко- мендации [5]: – снимите мелочную опеку с ребенка (будить утром, чтобы не про- спал; напоминать о необходимых делах; сидеть рядом при выполнении уроков; обслуживать за едой и после и т. п.); – дайте ребенку возможность получить отрицательный опыт его дейст- вий или бездействия (без опасности для жизни). Дайте возможность само- стоятельного выбора и принятия решений. Этот опыт ребенку действи- тельно более ценен, чем навязываемое вами готовое решение;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=