Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

369 влечение в коллектив» [3, с. 32]. Поэтому рекомендации, которые дают психологи педагогам, родителям, детям, должны быть конкретны и понят- ны тем, кому они предназначены. Обнаружить, что ребенок эгоист, никому не бывает приятно, так как это не самое прекрасное качество. Самое главное, к чему нас призывает коллектив авторов, Нельсен Д., Лотт Л., Гленн Х. Стефен, «не говорите де- тям, что они эгоистичны» [4, с. 367]. Американские психологи, Р. Т. Байярд и Д. Байярд, на вопрос «Разве не эгоистично заботиться о себе?» отвечают отрицательно «нет». Они по- лагают, первое, чему мы должны научиться,– это «научиться заботиться о себе» [1, с. 199]. Люди становятся восприимчивыми и преданными своим собственным желаниям и обнаруживают, что стремление помогать другим, любить их и жить, сотрудничая с ними,– одно из самых благородных же- ланий. Таким образом, «забота о других людях оказывается глубочайшим проявлением заботы о себе», как пишут Р. Т. Байярд и Д. Байярд [1, с. 199]. И только тогда можно добиться высшей формы человеческого существо- вания: альтруизма и проявления заботы о других. Американский детский психолог А. Фромм в своей книге «Азбука для родителей» пишет, что ребенок «станет эгоистом лишь в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви» [8, с. 316]. В связи с чем самый лучший способ предупредить развитие эго- изма или вылечить от него ребенка, по мнению А. Фромма, состоит в том, что «родители должны целиком, без остатка посвятить себя детям» [7, с. 316]. А это означает, что детям, прежде всего и главным образом нужно наше (ваше) ВРЕМЯ, а не какие-либо вещи, которые можно купить за деньги. Нет ничего, что могло бы заменить это время. С другой стороны, детей необходимо обучать «любить себя», но такая перспектива для многих родителей покажется абсолютно ненужной, счи- тает специалист по отечественной детской психологии О. В. Хухлаева. «Они и так себя слишком любят»,– скажут родители, но она с этим утвер- ждением не согласна, «на самом деле это не так» [7]. Любовь к себе – это чувство собственного достоинства, собственной ценности, осознание собственной уникальности и вера в свои возможности. Однако не является ли любовь к себе проявлением эгоизма? Ссылаясь вэтом плане на точку зрения Э.Фромма, который называет догмой, что «любовь к себе несовместима с любовью к другим», и считает, что «установка на лю- бовь к себе обнаруживается у всех, кто способен любить других». Достичь реальной любви к себе нелегко. Уже у детей 3–4 лет можно заметить неумение любить себя, т. е. непонимание собственной ценности, уникальности. Так как взрослые чаще обращают внимание на нарушения поведения детей, поэтому в общении с ребенком преобладает использова- ние негативной лексики. В результате уже дошкольники прекрасно знают

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=