Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

368 Е. В. Омельчанко Кандидат психологических наук, доцент Государственный социально-гуманитарный университет (Коломна, Россия) СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ ЭГОИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Детский эгоизм – состояние особое. Это абсолютно естественная для ребенка позиция, из которой с равной вероятностью могут вырасти и эго- изм, и альтруизм. Пожалуй, первые конфликты вокруг детского эгоизма разыгрываются с момента, когда ребенок начинает называть себя «я». А он в этот момент никакой не эгоист: испытание своего только что появивше- гося «я» в отношениях с жизнью и с другими людьми – главная задача это- го возраста. Останется она нерешенной – и человек всю жизнь будет, по- добно трехлетке, утверждать себя в собственных и чужих глазах. Людям с эгоистическим типом направленности присущи сосредоточен- ность на своих чувствах, неспособность заметить чувства окружающих, при- нять точку зрения другого, ожидание помощи от других, непонимание, что они сами могут её кому-то оказать, неумение делать шаги навстречу, заинте- ресованность самим собой, самовлюбленность. Самое главное для эгоиста – интерес только к себе, своим удобствам, забота о собственной выгоде. В советской психологии было принято считать, что развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности есть следствие неправильного воспитания, а иногда и неблагоприятных условий жизни. Ха- рактеризуя точку зрения советских психологов на вопрос взаимодействия эгоизма и альтруизма, можно выделить общую для всех тенденцию отрица- тельного отношения к эгоизму и положительного к альтруизму. Предупреждать и искоренять эгоизм лучше всего, как писал Л. Д. Левитов и другие психологи, удается в коллективе. Детей нужно при- влекать к коллективному труду, направленному на общее благо, поощрять работу школьника, выполненную им для коллектива, каждое проявление заботы о других людях. Но коллективные мероприятия общего порядка следует дополнять индивидуальным подходом, который осуществляется в коллективе и с помощью коллектива, и в этом смысле гармонично до- полняет общий воспитательный процесс. С нашей точки зрения, Л. С. Выготский совершенно справедливо пре- дупреждал: «Такие стереотипные формулы педагогических назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, решительно ни- чего не говорят педагогу, ибо, во-первых, они не указывают, каким спосо- бом это осуществить, а во-вторых, не говорят ничего о том, какое конкрет- ное содержание должно быть вложено в индивидуальный подход или во-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=