Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

365 ние к противоположному полу, умение общаться, строить взаимоотноше- ния, а постепенное раскрепощение в танце позволяет научиться доверять другим людям в большей мере. Танцевальные терапевты обращаются к со- циальным танцам при решении вопросов о границах в семейных отноше- ниях, неумении брать на себя ответственность, отсутствии диалога в паре, а также при работе с заниженной самооценкой и проблемой самореализа- ции в паре. Следует отметить, что их применение в психологической прак- тике не всегда требует вывода переживаний и умозаключений человека на сознательный уровень [11]. Дополнительный потенциал бальных и социальных танцев в отноше- нии супружеской терапии связан с возможностью их использования для диагностики характера отношений между супругами. В парных танцах всегда видны как зоны проблемного взаимодействия, так и реальные от- ношения: кто на самом деле играет роль ребенка, кто – родителя и т. д. Че- рез взаимодействие в танце можно понять, кто ведущий, кто ведомый, эмоции в паре, т. е. в танце вероятное и невероятное становится очевид- ным через движение, мимику, жесты и звуки [2, 8, 11]. В ходе супружеской терапии создание условий для проработки лич- ных проблем каждого из супругов и стимулирования у них процесса само- познания возможно также за счет использования психологом танца 5 рит- мов, автором которого является «городской шаман» Габриэлла Ротт. Она выделяет пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, при- сутствуют во всех культурах и являются репрезентациями качеств, с кото- рыми человек неизбежно встречается во внутренней и внешней реаль- ностях. Рассмотрим их более подробно: 1. Flowing (Текучесть) – плавные, мягкие, округлые, непрерывные и текучие движения; движения «жен- ской» энергии (инь). 2. Staccato (Прерывистость) – сильные, четкие, энер- гичные и ритмичные движения, направленные вовне; «мужские» движе- ния. 3. Chaos (Хаос) – хаотические, постоянно меняющиеся движения, «бурлящая лава». 4. Lirical (Лиричность) – тонкие, изящные, легкие дви- жения, «полет бабочки» или «падающий лист». 5. Stillness (Неподвиж- ность) – движение в неподвижности, постепенное замедление, наблюдение за первичными импульсами движения, «пульсирующая статуя». Эти ритмы движения являются репрезентациями характеристик лич- ности. У танцующих может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины не принимают «мужские», резкие и сильные движения. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе ра- боты выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих же- ланий помогает изменить ситуацию. Другим распространенным «черным пятном» являются хаотические движения, поскольку яркость и непредска- зуемость хаоса пугает. В этом случае танцующие понимают, насколько

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=