Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

364 «Я». При этом танцевальный терапевт не направляет клиента, а следует за ним. Кроме того, при проживании этих техник танцующий приобретает опыт взаимодействия с другими людьми, учится определять, какие эмоции и чувства они переживают, и выстраивать отношения с ними [10]. Однако в последнее время танцевальные терапевты часто обращаются к использо- ванию возможностей разных направлений танца в работе с супружескими парами. В частности, они прибегают к практике бальных и социальных танцев для оказания психологической помощи. Бальные и социальные танцы принадлежат к группе парных танцев, а в них пару традиционно составляют мужчина и женщина. Именно в пар- ных танцах правильно отражаются исторически сложившиеся приоритеты в отношениях между представителями разных полов. Отличительными признаками бальных и социальных танцев являются ведение (обычно ве- дет мужчина) и ведомость (женщина подчиняется, следует за партнером). Своей спецификой они затрагивают самые глубокие, архетипические стру- ны личности, массу проблем, связанных с табу и нравственностью, такие, как сексуальность и ее духовность, любовь и сохранение индивидуаль- ности в ней мужчины и женщины [8, 11]. Существует десять бальных танцев (медленный вальс, венский вальс, фокстрот, квикстеп, танго, самба, джайв, румба, ча-ча-ча, пасадобль), они представляют собой десять разных ритмов, десять разных историй. Каж- дый танец – это маленькая жизнь, рассказанная языком телодвижений. По- этому в различных танцах супруги учатся по-разному взаимодействовать друг с другом, выражать уважение, любовь, страсть, гнев, страх, власть, прорабатывают свои комплексы. Именно в танце пара может сказать друг другу то, что не может выразить вербально. В связи с этим, бальные танцы могут применяться и для разрешения сложных ситуаций и конфликтов в супружеских отношениях. Как правило, в таких случаях слова уже «не работают» или им уже не верят. Поэтому работа с танцем может эффек- тивно снять сопротивление и помочь увидеть реальную ситуацию. Вместе с тем, такое двигательное исследование позволяет пережить и изменить ее на физическом уровне, приобрести новый телесный опыт комфортного со- существования в семье [2, 8]. Социальные танцы можно танцевать с любым партнером, который знаком с техникой и правилами данного танца, даже если встреча с этим человеком является первой в жизни. К этим танцевальным практикам при- надлежат аргентинское танго, хастл, сальса, бачата, линди-хоп и др. Они построены на импровизации, сам танец создается в условиях «здесь и сей- час». При этом контакту, возникающему между двумя людьми, легко при- носятся в жертву техника и правила танца. Его рисунок зависит от взаимо- отношений, складывающихся в паре, даже если она просуществует всего лишь одну минуту. Приобретение танцевального опыта влияет на отноше-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=