Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

363 го или членов семьи. 6. Проблемы власти и влияния в супружеских взаи- моотношениях. 7. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит бли- зости и доверия, проблемы общения [1, 13]. По мнению Ю. Е. Алешиной, причины возникновения проблем, свя- занных с другими людьми, кроются в личных проблемах человека, кото- рые он не желает или не может обсуждать, и которые приводят к трудно- стям в межличностных отношениях. Поэтому когда причиной человека об- ращения к психологу являются супружеские проблемы, то, следовательно, стоящие за ними личные проблемы возникают и проявляются у него имен- но в тех сферах жизни, которые так или иначе связаны с супружеством [1]. Их постепенная проработка, а также расширение опыта взаимодействия супругов друг с другом способствует гармонизации их отношений. Реше- нию этих задач может способствовать обращение психолога к использова- нию техник ТДТ. Обычно в работе с семьей ТДТ применяется в качестве дополнитель- ного средства к вербальной терапии. Так, В. Сатир использовала телесные скульптуры и двигательное моделирование для осознания семейных сте- реотипов, а также исследование прикосновений в работе с супругами. Не- которые танцевальные терапевты практикуют работу с семьей как с цело- стностью (в литературе есть несколько упоминаний об использовании ТДТ для коррекции нарушенных взаимоотношений матери и ребенка, о работе с семьей, о подготовке пары к рождению ребенка, однако это лишь упоми- нания, а не описания) [3]. Возможность применения ТДТ в супружеской терапии связана с тем, что взаимоотношения между супругами можно рас- сматривать как изящно срежиссированный танец, в котором люди двига- ются синхронно, поэтому оба способны самостоятельно порождать про- цесс изменений. «Танец» – нечто, требующее взаимной кооперации. Это скорее не «один или другой», но «один и другой» [4]. М. В. Ермакова, рас- сматривая потенциал танца в отношении преодоления супружеских проб- лем, отмечает, что каждый танец имеет свой ритм, характер, отличается принципом взаимодействия в паре. При этом в супружеской паре роли мо- гут быть распределены как в танцах, каждая отдельная семья танцует свой определенный танец. Поэтому через изменение взаимодействия в танце или изменение самого танца можно влиять на характер отношений в семье [8]. ТДТ располагает огромным количеством техник для оказания психо- логической помощи, но к наиболее известным из них относятся аутентич- ное движение, кинестетическая эмпатия, ритмическая групповая актив- ность, свободный танец (творческий танец) и др. [5, 6, 12]. Эти техники могут быть определены как «классические» в плане их применения в ТДТ. Они построены таким образом, что танцующий останавливает внимание на собственных ощущениях и чувствах, раскрывается в танце и получает воз- можность для восстановления связи с собственным телом и с собственным

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=