Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

361 когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека» [12, c. 5]. При этом важно подчеркнуть, что танец по своей сути тоже выступает как дви- жение, но не каждое движение рождает танец. Почему это происходит, пы- тались определить в свое время такие специалисты как А. Дункан, Ж. Ла- бан и Э. Жак-Далькроз. В итоге было установлено, что подобная специфи- ка обусловлена близостью танца к музыке, а также тем, что он связан с ритмическими движениями. Кроме того, танец сопряжен с интимными жестами и в значительной мере выполняет коммуникативную функцию. Ведь, часто танцовщик через контакт с самим собой переходит к контакту с публикой, а люди, которые танцуют в паре или в группе, вступают в очень тесную связь друг с другом на невербальном уровне [6]. ТДТ опирается на использование музыки, ритма и движения в танце для оказания помощи человеку в решении имеющихся у него психологиче- ских проблем. Обращение именно к этим средствам связано с идеями о взаимосвязи психики человека и его тела. Так, в работах В. Райха, А. Лоуэна, Ф. Александера личность рассматривается в соотношении с ее телесной организацией, на основании чего делаются выводы о том, что: 1) телесные движения отражают внутренние эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека; 2) изменения в двигательном поведении человека могут привести к изменениям в его психике, способствуя здоровью и личностному росту [9]. В теоретическом плане наиболее сильное влияние на становление ТДТ оказали психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К. Г. Юн- га, индивидуальная психология А. Адлера, гештальт-терапия Ф. Перлза (содержание принципа «здесь и теперь», анализ невербального поведения клиента) и НЛП [14]. Зарождение и начальный этап становления ТДТ свя- зывают преимущественно с практикой преподавателей танца. В частности, М. Чейз заметила на своих классах, что некоторые студенты больше инте- ресовались чувствами, выражавшимися в танце (одиночество, испуг, страх и т. д.), и в меньшей степени – самой техникой танца. Тогда она стала больше обращаться к свободе движения, а не к механике танца, и тем са- мым открыла психологические преимущества, которые предлагал танец. Позже она начала работать с людьми, страдающими эмоциональными расстройствами. Подобная же практика осуществлялась и М. Уайтхаус, Б. Эван, Т. Шуп и Л. Эспенак. Они использовали танец как способ лечения больных с так называемым «военным неврозом» (современный аналог этого термина – «посттравматический синдром»), а впоследствии ТДТ стала при- меняться ими при работе с нормальными и невротичными клиентами [12]. К терапевтическим средствам, применяемым современными танце- вальными терапевтами, относятся бальные танцы с четкой техникой ис- полнения (танго, вальс, фламенко, румба и др.), социальные танцы (арген- тинское танго, бачата, хастл и др.), спонтанные танцы, построенные на им-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=