Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

358 и женщин, желающих и не желающих завести ребенка, выступает вера в то, что дети принесут удовлетворение. Помимо опросников, исследователями используются смешанные и ка- чественные методы, хотя они и в меньшей степени представлены в науч- ных публикациях. Так, разработанное Witzel [по Bernardi, 2007] полу- структурированное интервью, сфокусировано на проспективных вопросах относительно рождения первого и второго ребенка. Интервью дает бога- тую информацию о биографических событиях респондента, истории парт- нерских отношений, текущего партнера, ориентаций, смыслов и ожиданий относительно рождения ребенка, характеристик социальных и семейных отношений, жизненных целей. Обработка материала, полученного в срав- нительном исследовании жителей Западной и Восточной Германии, велась как в русле количественной методологии (контент-анализ ответов), так и качественной (систематический анализ интервью посредством теорети- ческого и тематического кодирования [Страусс, Корбин, 2001]). Следует отметить, что авторы представленных методик, как правило, при разработке шли не по пути операционализации какой-либо теоретиче- ской модели, а отталкивались от открытого списка феноменов, наблюдае- мых в практике либо описываемых в научной литературе. На наш взгляд, можно существенно обогатить диагностический инст- рументарий по исследованию мотивов принятия детородных решений, ес- ли рассматривать принятие решения о рождении ребенка или отказе от не- го как значимое событие жизненного пути родителя и веху жизненного цикла семьи [Колышко и др., 2014]. Учитывая, что психологическая де- терминация решения о рождении ребенка является многоуровневой и представлена факторами разной природы, целостный охват этих разно- уровневых факторов и механизмов регуляции репродуктивных решений становится возможен на основе предложенной Д. А. Леонтьевым мульти- регуляторной модели личности [2007]. Ведущий уровень регуляции репро- дуктивных решений является основанием для их психологической класси- фикации. В зависимости от ведущего уровня психологической регуляции могут быть выделены психологические типы репродуктивных решений личности: решения ситуативного типа (гедонистические решения, выстро- енные на логике удовольствия и рационально-практические решения, вы- строенные на логике диспозиций, реагирования на стимул и социальные нормы), а также решения типа жизненного выбора, базирующиеся на логи- ке жизненной необходимости. Российско-белорусским авторским коллек- тивом (Кисельникова Н. В., Данина М. М., Маркова С. В., Куминская Е. А., Голзицкая А. А., Копьев А. Ф., Колпакова М. Ю. (Москва), Карпин- ский К. В., Колышко А. М., Галузо П. Р., Комарова Т. К. (Гродно)) разра- ботана пилотажная версия опросника, включающего 6 шкал, каждая из ко- торых соответствует определенному типу решения по описанной модели.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=