Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

357 по 3-балльной шкале: 0 – совсем не причина, 1 – причина, но не очень важ- ная, 2 – важная причина. Факторный анализ данных, полученных на выборках женщин (n = 1007) и мужчин (n = 967), показал, что и в той, и в другой группе 50 % дисперсии объясняют 4 фактора. Причем факторная структура немного отли- чается в женской и мужской выборках. У женщин фактор 1 (объясняющий 23 % дисперсии) был назван «Гендерно-ролевой наполненностью») и включил в себя 6 пунктов (примеры: «Жизнь не полна, пока у вас нет де- тей», «Я чувствую себя бесполезной без ребенка»). Фактор 2, обозначенный как «Семейная завершенность (целостность)», отражает центральную роль ребенка в создании или поддержании брачных отношений и включает 3 пункта («Мой супруг(а) хочет детей», «Ребенок был причиной вступления в брак», «Продолжение рода»). Фактор 3 (8,5 % дисперсии) также объединил 3 пункта («Давление друзей», «Давление родителей», «У друзей есть дети»). Как видно, их содержание отражает желание избежать социального давления. И, наконец, 4-й фактор (7,5 % дисперсии) включает только 2 высоконагру- женных пункта («Сильное желание иметь ребенка», Я думаю, что могу быть хорошим родителем»). Этот фактор был назван «Ролевым ожиданием». У мужчин была выявлена та же факторная структура ответов, однако порядок их значимости несколько отличается. В противоположность жен- щинам, первое место у мужчин занимает фактор «Семейной завершен- ности» (22,3 % дисперсии). «Гендерно-ролевая наполненность» выступает вторым по важности мотивом завести ребенка, остальные 2 фактора идут в том же порядке, что и у женщин. Каждый пункт опросника вошел только в 1 фактор, за исключением 1 пункта для женщин («Ребенок важен для счастливого брака») и 1 пункта для мужчин (ощущение неполноты), которые оказались сразу в двух фак- торах (в № 1 и 2). D. Langdridge et al. [2005] на основе анализа литературы разработали шкалу из 35 пунктов. В результате валидизации на выборке мужчин (n = 5393) и женщин (n = 5481) было отобрано 11 пунктов, позволяющих с высокой точностью и надежностью строить прогноз относительно жела- ния заводить детей как среди мужчин, так и среди женщин. Все пункты шкалы делятся на 2 группы – причины «за» и причины «против». К пер- вым относятся: «Это хорошо для семейных отношений», «Это забавно», «Это биологический инстинкт», «Продолжить наш род и семейные тради- ции». Причины «против» – «Мой партнер не хочет детей», «Я не смогу проводить так много времени с партнером», «Это будет мешать карьере», «Забота о ребенке будет эмоционально напрягать меня», «Я не хочу брать на себя ответственность за воспитание ребенка», «У меня не хватит терпе- ния воспитывать ребенка». Сопоставление данных по обеим выборкам по- казало, что наилучшим дифференцирующим признаком для мужчин

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=