Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

354 Н. В. Кисельникова Кандидат психологических наук, доцент Е. А. Куминская Научный сотрудник Психологический институт Российской академии образования (Москва, Россия) СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ К РОДИТЕЛЬСТВУ * Анализ исследований последних лет, посвященных мотивации к роди- тельству, показывает мультифакторность ее формирования [Кисельникова, Данина, 2013]. В России психология родительства, особенно та ее часть, кото- рая касается этапа, предшествующего рождению детей, относительно недавно сформировалась как область эмпирических исследований. В нашей стране широко распространено использование опросников, выявляющих особенно- сти родительского отношения (ОРО, А. Я. Варга, В. В. Столин) и установок (PARI, Э. Шефер, Р. Белл). Однако данные методики измеряют различные ас- пекты уже состоявшегося родительства и не позволяют изучать мотивацию людей, которые находятся в процессе принятия решения о том, чтобы стать (или не стать) родителями. В то же время известно, что мотивационно- смысловое отношение к рождению ребенка, предшествующее его появлению, определяет актуальные родительские установки и удовлетворенность семей- ными отношениями. Перинатальные психологи – как исследователи, так и практики,– знают, как важен психологический фон, сопровождающий бере- менность матери и появление ребенка, какой значительный вклад он делает в решение о прерывании беременности – гораздо более значительный, чем, на- пример, жилищно-бытовые проблемы и отсутствие партнера [Микова, 2012]. Тем не менее, самый ранний этап, который охватывается диагности- ческим инструментарием на русском языке, это этап беременности. Так, существует «Шкала количественной и качественной оценки психосомати- ческого состояния беременной женщины» (В. В. Абрамченко, Т. А. Нем- чин), методика «Определение типа психологического компонента гестаци- онной доминанты» (И. В. Добряков), ряд структурированных интервью, выявляющих типы переживания беременности и отношения к будущему ребенку (Г. Г. Филиппова), а также проективные методики, решающие эти же задачи – «Моя беременность», «Я и мой ребенок», сочинение «О моем ребенке» (Г. Г. Филиппова). Единственная русскоязычная опросная мето- * Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ-БРФФИ, проект № 14-26-01007; гран- та БРФФИ Г14Р-021.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=