Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
346 ским воспитанием. Фрустрации подталкивают подростка к активному по- иску доступных средств самоутверждения. Таким образом, стиль семейных отношений оказывает огромное влия- ние на формирование позиции жертвы у подростка. Решающие влияние на проявление и закрепление виктимизации у подростка оказывают: эмоцио- нальное отвержение, применение физических наказаний, демонстрация родителями агрессивного поведения, частые неудачи, вызываемые униже- нием, оскорблением ребенка родителями. Литература 1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков / В. А. Аверин.– М., 1998. 2. Адлер, А. Индивидуальная психология / А. Адлер, П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан.– М., 1986. 3. Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания: Избр. психол. труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев.– М., 1980. 4. Аршавский, И. А. Основы возрастной периодизации / И. А. Аршав- ский.– Л.: Наука, 1975. 5. Асанова, Н. К. Руководство по предупреждению насилия над деть- ми / Н. К. Асанова.– М.: ВЛАДОС, 1997. 6. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс.– М., 1999. 7. Завражец, С. А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте / С. А. Завражец // Вопр. психологии.– 1993.– № 5.– C. 8–16. 8. Казаков, Ю. Н. Психические процессы и состояния (классификация, понятия, сущность) / Ю. Н. Казаков.– М., 2004. 9. Кернберг, О. Ф. Агрессия при расстройствах личности / О. Ф. Керн- берг.– М., 1998. 10. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг.– СПб.: Питер, 2000. 11. Пазухина, С. В. Взаимодействие педагога, психолога и родителей в работе с виктимными детьми / С. В. Пазухина // Вузовская наука. Тради- ции. Новации. Перспективы: Межвуз. сб. научных статей.– Тула: АНО ВПО «ИЭУ», 2007.– С. 176–185. 12. Реан, А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демон- стративной личности / А. А. Реан // Ананьевские чтения.– 1997.– № 2.– С. 13–16. 13. Титаренко, В. Я. Семья и формирование личности / В. Я. Титарен- ко.– М.: Мысль, 1987. 14. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм.– М., 2002.
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=