Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

345 Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерно завышенное внимание и забота, опека, контроль в каждой мелочи, запреты и ограничения. Ребе- нок в такой семье несамостоятелен и безответственен. Что приводит либо к безынициативности, неумению постоять за себя, а значит, такие дети час- то становятся «жертвой». Потворствующая гиперпротекция. Эти семьи из ребенка делают «ку- мира». Родители потакают любому желанию ребенка, обожают, восхища- ются малейшему успеху и требуют такого же восхищения от других. Такие подростки стремятся занимать лидерские позиции. Эмоциональное отвержение. Ребенка игнорируют, часто жестоко с ним обращаются. Такой стиль воспитания оказывает наиболее отрица- тельное воздействие на развитие подростка и так же может стать следстви- ем формирования позиции «жертвы». Стоит отметить, что главной проблемой детей, которые становятся жертвами является то, что ее самосознание постоянно подвержено давле- нию. В результате этого может возникать комплекс неполноценности. Жестокие взаимоотношения. Часто на ребенке открыто срывают зло- бу, применяют насилие или наоборот, между родителями и подростком выстраивается «стена» эмоциональной холодности и враждебности. Повышенная моральная ответственность. Подростку насильно припи- сывается роль «главы семьи», от него требуют честности и порядочности, игнорируют его интересы, возлагая ответственность за благополучие близ- ких. Такие подростки очень боятся разочаровать своих родителей. Р. Бэрон, Д. Ричардсон тоже размышляют о зависимости между се- мейным воспитанием и агрессивным поведением у детей. Они отмечают, что строгие наказания, контроль за поведением приводит к формированию позиции «жертвы». А недостаточный контроль и присмотр коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрес- сивным поведением (Питтерсон и Стаухамер-Лебер) [5, c. 59]. Подростковый возраст, переход к самостоятельности, бурная гормо- нальная перестройка организма делают подростка очень уязвимым и по- датливым к отрицательным влияниям среды. Очень значимыми здесь становятся не совсем верные взаимоотноше- ния в семье. Становление положительных и отрицательных черт, как уже говорилось ранее, прямо зависят от стиля родительского воспитания, от характера наказаний или вознаграждений. Дисгармония в семейных от- ношениях дает подростку образы агрессивности, непостоянства и асоци- ального поведения. Когда в семье ребенку не хватает любви и заботы, то он будет искать любые способы компенсировать это. Часто подростки компенсируют это грубостью, нарушением порядка, драками. Получается, что неуспехи в учебе, отторжение в коллективе тоже поражение нанесенное родитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=