Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.

344 тельно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми [9, c. 108]. Исследователи этой проблемы отводят важное место воспитанию подростка, семейным традициям и эмоциональному фону отношений ро- дителей к ребенку. Д. Боумрид в цикле исследований вычислила совокупность детских черт, связанных с факторами родительского контроля и эмоциональной поддержки [10]. На основе этих совокупностей Д. Боумрид выделяет 3 типа подрост- ков, характер которых соответствует определенным методам воспитатель- ной деятельности их родителей: У авторитетных родителей инициативные, общительные, добрые дети. Такие родители любят и понимают детей, не наказывают, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не боятся лишний раз похвалить. Они часто прояв- ляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немоти- вированными вспышками гнева. У авторитарных родителей дети становятся раздражительными, склонными к конфликтам. Такие родители считают, что у ребенка не должно быть много прав и свободы, он должен подчиняться старшим. Та- ким образом они стремятся выработать у подростка чувство дисциплини- рованности, при этом не оставляют ему никакой возможности выбора по- ведения, ограничивая его самостоятельность. Жестокий контроль – основа воспитания таких родителей. Наиболее часто встречающийся способ дис- циплинарного воздействия – запугивание, угрозы. Подобный контроль не дает положительный результат. У подростков часто формируются механизмы внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием. Дети авторитарных родителей боятся контактов со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и да- же агрессивности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – часто становятся «жертвами». Снисходительные родители не контролируют своих детей, позволяя им поступать, как угодно, не требуя от них ответственности и самоконтроля. У таких родителей подростки бывают импульсивными и агрессивными [10]. В классификации, сопоставляющей особенности формирования лич- ности подростка и стилей семейного воспитания, предложенной А. Е. Лич- ко и Э. Г. Эйдемиллером, выделяются следующие отклонения в стилях се- мейного воспитания [8]: Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ре- бенок остается без надзора. У родителей нет интереса к собственному ре- бенку, его делам. Эти дети часто не ухожены. Подобное поведение родите- лей приводит к асоциальному поведению подростка из-за неудовлетворен- ности потребности в любви и привязанности.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=