Социокультурные и психологические проблемы современной семьи.
343 2. Татосьян, М. М. Понятийно-терминологический тезаурус пробле- мы профессионально-коммуникативных деформаций / М. М. Татосьян // Молодой ученый.– 2011.– № 1.– С. 235–237. 3. Сухомлинский, В. А. Учитель – методист – наставник.– М.: Про- свещение, 1988. Н. С. Бобровникова Аспирант Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИЦИИ ЖЕРТВЫ У ПОДРОСТКА На все времена главным институтом воспитания остается семья. Часто семья выступает не только в качестве положительного фактора воспита- ния, но и отрицательного (Э. Берн). Положительным фактором становится то, что никто, кроме близких и родных не относится к подростку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И в тоже время никакой дру- гой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько может сделать семья. В рамках психолого-педагогического подхода вопросами семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на поведение ребенка стали разрабатывать такие известные педагоги-психологи как К. Д. Ушин- ский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Е. А. Аркин, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Н. И. Лисина, В. К. Копырло и др. А. В. Мудрик пишет, что «семья – это основанная на браке или кров- ном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, вза- имной моральной ответственностью или взаимопомощью; в ней выраба- тывается совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламенти- рующих взаимодействия между супругами, родителями и детьми, детей между собой». А. Фромм дает иное определение: «Семья – это ячейка (малая соци- альная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, други- ми родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета». Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого ран- него детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключи-
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=